09.04.21, 10:54

Капстроительство с особенностями бюджета

Комитет Законодательного Собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам принял решение обратиться к Контрольно-Счетной палате Новосибирской области с предложением внести в план работы проверку деятельности ГКУ НСО «Управление капитального строительства».

Отчет о деятельности  государственного казенного учреждения НСО «Управление капитального строительства» в 2020 году на заседании комитета Заксобрания  по строительству представил  его директор Владимир Мурзин. Свой доклад чиновник начал с поставленной Президентом РФ цели увеличить масштабы жилищного строительства. Региональным проектом «Жилье» поставлена задача  ежегодного увеличения объёма ввода жилья с доведением этого показателя к 2030 году  до  2,6 млн кв. м в год. Необходимо строительство социальных объектов, чем и занимается областной УКС, выполняя функции застройщика, проектировщика при строительстве и реконструкции порядка 260 объектов госсобственности, участвуя в реализации нацпроектов «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Культура», «Демография», а также целого ряда госпрограмм региона.

В прошедшем году лимит УКСа составил  8 млрд 826 млн руб., фактическое финансирование – 8 млрд 578 млн рублей. Введены в строй 52 объекта капитального строительства, в том числе 2 школы (в г. Бердске и в р.п. Краснообск) и 6 детских садов (в селах Криводановка и Мамоново, г. Обь, р.п. Сузун, р.п. Кольцово). Построены 4 больницы (перинатальный центр Новосибирской области и больницы в р.п. Дорогино, г. Обь, р.п. Маслянино), а также патоморфологическая  лаборатория и врачебная амбулатория в п. Октябрьский, 32 фельдшерско-акушерских пункта. Введены в строй 3 спортивных объекта, в том числе региональный центр волейбола, построены два дома культуры.

Владимир Мурзин остановился на начатом в 2019 году строительстве служебного жилья, к которому затем добавилось еще одно направление – обеспечение жильем детей-сирот. В 2021 году на строительство служебного жилья будет направлено 150 млн рублей, что позволит возвести 70 жилых помещений, еще 148,8 млн рублей выделено на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Председатель комитета Александр Морозов напомнил проверку КСП, где были названы десятки незавершенных объектов. Таковых, подтвердил Владимир Мурзин, в области 260, их стоимость – 18 млрд  руб. Вступивший в разговор министр строительства Иван Шмидт сообщил, что  Правительством области  создана рабочая группа. Есть план, какие объекты должны достроить, а часть необходимо списывать. Существует и поручение Правительства РФ, чтобы разработать механизм списания.

Еще одну острую проблему, связанную с незавершенными в срок объектами, поднял депутат Вячеслав Илюхин: «Вашим предприятием были выданы авансы подрядным организациям, по моим данным, на сумму 353 млн рублей, которые не были предусмотрены контрактами. То есть вместо того, чтобы подрядчика, сорвавшего сроки, убрать, вы закладываете ему аванс?»

Как объяснил Владимир Мурзин, это вынужденное решение было принято «с учетом особенностей бюджета», так как федеральные деньги на следующий год не переходят. «Впрямую деньги никому не авансировали. Все идет через управление федерального казначейства. Минстрой России в курсе», – подтвердил министр строительства Иван Шмидт.

Внушительные суммы бюджета министерства подсказали депутату Дмитрию Козловскому решение острейшей проблемы: «Вы – главная сберкасса министерства: бюджет 8 млрд рублей. Как председатель комиссии по наказам я подумал, что именно с помощью этих средств можно решить проблему проектно-сметной документации. Сейчас поселения не могут найти средства на проектирование своих небольших объектов».

Депутат Евгений Покровский напомнил, что в определенный период вопрос именно так и решался: «В бюджете было заложено 80 млн рублей, которые  мы тратили на проектно-сметную документацию  для муниципальных образований. Это было в законе. Минстрой решал, какие важнейшие объекты, и на ПСД для них выделялись деньги. Потом в связи с экономией эту строчку убрали из бюджета».

По мнению председателя комитета Александра Морозова,  к этой практике необходимо вернуться. «Любое строительство в области – это однозначно политическое решение. В деревне, чтобы спроектировать детсад, не хватит даже 10-летнего бюджета. Да и проектировать без строчки бюджета смысла нет. Если же решение принято, а его чаще всего принимает Губернатор, средства на ПСД тут же корреспондируются в бюджете региона. Это правило необходимо закрепить: проектирование объектов социально-культурного назначения ведется из бюджета области».

В числе поднятых при обсуждении проблем вновь прозвучал вопрос о создании реестра недобросовестных подрядчиков и застройщиков.

«При строительстве спортзала в Сузуне оказалось, что  подрядчик уложил плиты короче на 10 см. Из-за этого началось протекание, – рассказал коллегам Евгений Покровский. – Мы давно говорим, что необходим реестр недобросовестных подрядчиков. Это черная метка, как  фото – их  разыскивают. Легче будет и муниципалитетам справляться. А то – там течет, здесь фундамент рушится – все из-за нерадивых подрядчиков».

Как заметил министр строительства Иван Шмидт, создание такого реестра также проблематично: на сегодня  в реестр недобросовестных подрядчиков можно включить только через решение УФАС. «В 2019 году мы делали 4 обращения. В 2020 году – 8 обращений. На львиную долю обращений получаем отказы: мы кошмарим малый бизнес», – заметил министр.

«Тем не менее, попробуем, – заявил депутат Дмитрий Козловский. – Я председатель общественного Совета УФАС. Взаимодействие готовы организовать».

Комитет принял информацию ГКУ НСО «Управление капитального строительства» к сведению. Депутаты решили обратиться в Контрольно-счетную палату Новосибирской области с предложением  провести проверку авансирования незавершенных объектов.