Совет по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области Протокол № 13

21 декабря 2018 года

начало в 12.00

г. Новосибирск,
ул. Красный проспект, 34, 
зал заседаний

 Председательствующий: Шимкив Андрей Иванович – Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

 Всего – 39 членов Совета.

Присутствовало – 34 членов Совета.

Отсутствовали: Попова Л.Н., Самохин В.С., Сучков С.М., Трифонова А.В., Яковенко Е.С.

Повестка дня и список приглашенных прилагаются.

 По первому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О повестке дня и порядке проведения заседания.

Докладывал:

Шимкив Андрей Иванович – Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

РЕШИЛИ:

Повестку дня и порядок проведения заседания утвердить.

По второму вопросу:

СЛУШАЛИ:

Приветственное слово Губернатора Новосибирской области Травникова Андрея Александровича.

 По третьему вопросу:

СЛУШАЛИ:

Приветственное слово мэра города Новосибирска Локтя Анатолия Евгеньевича.

По четвертому вопросу:

СЛУШАЛИ:

Приветственное слово председателя Совета депутатов города Новосибирска Асанцева Дмитрия Владимировича.

По пятому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О проблемах развития потребительской кооперации.

Докладывал:

Мендруль Александр Петрович – председатель Совета депутатов Тогучинского района.

Правовые основы деятельности потребительской кооперации в Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации».

На 1 января 1993 года потребительская кооперация области обслуживала 913 тыс. человек (32,6% к общему населению), в том числе 97,4% жителей села области. Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в товарообороте области составлял 23%. Материально-техническая база была представлена торговыми заготовительными базами, розничной торговой сетью, складами, предприятиями общественного питания, промышленностью, предприятиями заготовок, строительными участками.

В доперестроечные (советские годы) сельская потребительская кооперация решала ряд актуальных задач.

1. Реализация. Розничная торговля в сельской местности осуществлялась преимущественно за счет потребкооперации. К примеру, в Тогучинском районе к  началу 90-х годов было в сельской местности 157 магазинов РАЙПО. На сегодняшний день в сельской местности Тогучинского района 38 магазинов продовольственных и промышленных товаров, принадлежащих РАЙПО.

2. Закупка. Она велась через сформированные объединения (заготконторы) и их представителями приобретались у населения сельхозпродукция (картофель, овощи), материалы, сырье (кожа, кости, шерсть животных), дикорастущие грибы, ягоды, плоды, травы лекарственные. К примеру, в Тогучинском районе от населения принималось столько картофеля, что им обеспечивался весь север Сибири, воинские части. А грибы, ягоды, в том числе приобретаемые у плодово-ягодных совхозов, перерабатывались на Тогучинском плодокомбинате (консервы, соления, компоты, джемы и др). К сожалению, плодокомбинат прекратил свое существование в начале 90-х годов, не выдержав конкуренции. Аналогичная ситуация наблюдается и в других районах области.

3. Производство. Сельская потребительская кооперация способствовала развитию пищевой промышленности на базе местной сельхозпродукции, выпуску непроизводственных товаров из сельскохозяйственного и иного местного сырья. Повсеместно работали хлебозавод, плодокомбинат, общепит с отделами кулинарии.

Сильнее всего пострадала та часть потребительской кооперации, которая отвечала за прием сельхозпродукции у населения. Многие заготконторы были закрыты из-за того, что не стало достаточного количества продукции, они не смогли выдержать конкуренцию с крупными сетями. Наверное, сегодня в каждом райцентре представлены все торговые сети – «Магнит», «Мария-РА», «Пятерочка», но попасть на прилавки трудно на тех условиях, которые предъявляются сельским производителям. Особенное недоумение вызывает ситуация с производством и  реализацией картофеля. Россия ввозит зарубежный картофель, в магазинах он продается по высоким ценам. И это при том, что в малых хозяйствах его огромное количество. Ранее сельские и районные потребительские общества через сеть своих заготовительных контор закупали картофель у населения и доставляли на прилавки. Теперь ситуация иная. Картофель закупают перекупщики по мизерной цене, а затем продают через частную торговлю по высоким ценам. Сегодня картофель закупать некому и хранить его негде. А ведь хозяйства населения производят до 80% всего валового производства картофеля в стране, хотя посадки значительно снизились, обеспеченность населения картофелем упала.

А Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации пока еще думает над тем, чтобы разработать проект по строительству современных малых логистических центров, ориентированных на мелких сельхозпроизводителей. Овощи могли бы храниться в правильных условиях, под фитосанитарным контролем, проводилась бы предпродажная подготовка картофеля для магазинов: мыть, сортировать, фасовать ее. Это бы улучшило качество собственного картофеля, его можно было бы даже экспортировать.

Важнейшей проблемой является обеспечение жителей малых населенных пунктов товарами первой необходимости. Магазины в удаленных, малонаселенных пунктах, как правило, убыточны, в ряде населенных пунктов области их нет совсем. Выходом здесь могла бы стать ведомственная программа кооперативного обслуживания в малонаселенных, удаленных пунктах. Можно и нужно возродить автолавки в виде изотермического фургона. Местные жители могут знать точный день недели и время, когда приезжает магазин. В Новосибирской области следует воспользоваться пилотным проектом – «мультисервисный офис», который запустил Центросоюз и один из крупнейших банков страны, подписав соглашение. Жителям малых и отдаленных сел автолавки могут повезти прежде всего продукты питания и предметы первой необходимости. Здесь же селян можно консультировать по банковским и финансовым услугам. В автоофисе можно открыть онлайн-счет или оформить страховку имущества, оказать медицинские услуги с помощью дистанционной видеосвязи, оплатить коммунальные услуги и налоги, получать денежные переводы. Сближение качества жизни в деревнях к городскому уровню становится решающим фактором развития сельских территорий. Сейчас разрыв между городом и селом не просто велик, он огромен. Можно говорить, что люди в селе живут натуральным хозяйством, но в XXI веке им также должны быть доступны современные услуги и возможности.

Новосибирский областной союз потребительских обществ объединяет 172 кооперативные организации. В системе действует ООО «Вексельный центр», Общество взаимного страхования «Кооперативное единство», ЧПОУ «Кооперативный техникум им. А.Н. Косыгина», где обучается 2760 студентов.

Кооперативные организации области обслуживают 572 тыс. человек, из них на селе – 432 тыс. В том числе 118 сельских населенных пунктов с численностью жителей менее 100 человек.

В области работают более 750 кооперативных магазинов, из которых 84% расположены в сельской местности, 93 предприятий общественного   питания, 128 магазинов – приемозаготовительных пунктов, 120 общетоварных складов, 15 складов-холодильников, 11 овоще-картофелехранилищ и т.д.

Наряду с предприятиями стационарной торговли в области функционируют 13 кооперативных розничных рынков и ярмарок (торговых мест 3027). На кооперативных рынках (ярмарках) всегда в наличии места для местных товаропроизводителей, фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств.

Производство товаров народного потребления организовано в 27 районах области. Численность работников системы составляет 4,2 тыс. человек, среднемесячная заработная плата – 17192 руб. 47 работников системы избраны депутатами районных и сельских советов, председатель совета Краснозерского РАЙПО является депутатом Законодательного Собрания области.

Облпотребсоюз тесно взаимодействует с министерствами промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, сельского хозяйства Новосибирской области по вопросам ярмарочной деятельности, повышения качества торгового обслуживания и обеспечения сельского населения качественными и безопасными товарами, финансовой поддержки предприятий, осуществляющих торговлю в отдаленных сельских населенных пунктах.  

Организации потребительской кооперации получают государственную поддержку:

– по программам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части субсидирования затрат, связанных с приобретением оборудования для развития и модернизации производства товаров. За последние 5 лет на эти цели получено 11,3 млн. руб.

– по   ведомственной целевой программе «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2015-2019 годы» компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, начиная с 11 км. от районных центров. Она за 2013-2017 годы составила 32 млн. руб., в текущем году должны получить еще порядка 8,8 млн. руб.

В последние годы потребительская кооперация области столкнулась с рядом серьезных проблем, и, прежде всего, в основной отрасли – сельской торговле.

1. Ежегодное сокращение численности сельского населения: только по официальным данным за последние 10 лет (2008-2017 годы) численность селян снизилась на 41,6 тыс. человек. В последние 2 года несколько замедлилось сокращение, но это только за счет миграционного прироста в близлежащих к областному центру населенных пунктах.

2. Невысокие темпы роста доходов, высокая закредитованность населения, отсюда значительное снижение покупательской способности. 

3. Активное вторжение сетевых торговых структур в районные центры и их агрессивная ценовая политика.

4. Часто меняющееся законодательство, внедрение не обкатанных новшеств и их распространение без учета территориального деления между мегаполисами и сельской местностью, европейской частью страны и такими регионами как наш, где плотность населения в десятки раз ниже. Это касается последних изменений, а именно – внедрение системы ЕГАИС по алкоголю и кассовых аппаратов нового поколения, на их установку затрачено более 43 млн. руб. Индивидуальным предпринимателям предоставлена льгота по установке онлайн-касс, 18 тыс. руб. им вернут из бюджета, а кооперативным организациям никаких льгот нет.

Существуют недоработки законодательной базы в сфере торговли алкогольной продукцией.

Согласно Федеральному закону № 290-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями должна применяться контрольно-кассовая техника нового поколения, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Правительством Новосибирской области принято постановление № 129-П «Об   утверждении перечня отдаленных и труднодоступных местностей, на территориях которых организации вправе осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники». Под действие данного постановления попало 358   магазинов. 

Но, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», эти розничные объекты не могут осуществлять торговлю подакцизными товарами.

Так что стоит нелегкий выбор: с одной стороны, потребкооперация является на селе практически единственными легальными продавцами алкогольной продукции, его доля в розничном товарообороте составляет 8% и отказ от продажи алкоголя еще более усугубит финансовое положение. С другой – затраты на установку новых кассовых аппаратов в населенных пунктах, указанных в Перечне, экономически не оправданы.

Кроме того, согласно федеральному закону № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с 1 июля 2017 года организации обязаны подавать сведения о розничной продаже алкогольной продукции   через систему ЕГАИС. Для выполнения этой нормы должны быть оборудованы торговые объекты средствами передачи, для чего необходима устойчивая связь «Интернет». Однако в 130 населенных пунктах связь отсутствует совсем, в остальных – неустойчивая.

Согласно федеральному закону № 171-ФЗ субъект РФ должен определить Перечень населенных пунктов, по которому организации, осуществляющие розничную продажу в них алкоголя, могут не передавать сведения в систему ЕГАИС в связи с отсутствием сети «Интернет». В нашем регионе такой перечень на текущий момент еще не принят.

5. Высокие налоги, в первую очередь   отчисления в социальные фонды. Так как у потребкооперации нет «серой» заработной платы, то взносы вместе с налогами составляют более 47% от заработной платы, т. е. на 100 рублей выплаченной заработной платы должны отдать в бюджет 47 руб.

Содержание одного рабочего места обходится минимум в 220 тыс. рублей в год. При годовом товарообороте магазина в малых селах 1 млн. рублей и валовом доходе (22,7%) 227 тыс. руб. это более 96% в доходах магазина.

Если ранее работу убыточных магазинов можно было перекрыть прибыльной торговлей в районных центрах, то сегодня в связи с жесткой конкуренцией рентабельность их снизилась и прибыли недостаточно для покрытия убыточной работы сельских магазинов.

6. Ежегодный рост коммунальных и транспортных расходов при снижающихся объемах еще более усугубляет финансовую ситуацию. За последние 5 лет тарифы на электроэнергию увеличились на 55%, рост ГСМ составил 45%.

Более 630 объектов розничной торговли расположены в радиусе от 11 до 100 км. от районных центров, куда необходим ежедневный завоз товаров, прежде всего хлеба. Ежегодно получаемые из областного бюджета субсидии на возмещение транспортных расходов по доставке товаров, начиная с 11 км. от районного центра, составляют 7-9 млн. рублей. Это не более 10% фактических расходов (на 2019 год, правда, их предполагается увеличить).

7. Недостаток кадров на селе. Около 50% магазинов закрывается по этой причине. Ситуация ухудшилась, когда работающим пенсионерам перестали индексировать пенсию. Кроме того, высокая закредитованность населения способствует недобросовестному отношению кадров к вверенным товарно-материальным ценностям, росту недостач.

8. Снижение поголовья скота и птицы в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах. Запрет на использование мяса подворного забоя в производстве. Отсутствие системы сбыта сельхозпродукции, закупленной у населения и у сельхозпроизводителей. Все указанные выше причины привели к снижению объемов хозяйственной деятельности в целом по системе и финансовой нестабильности отдельных организаций.

Реальная ситуация такова, что на сегодняшний день без государственной поддержки облпотребсоюз не может гарантировать исполнение одного из условий Соглашения между Правительством Новосибирской области и облпотребсоюзом от 5 июня 2017 года. А именно – сохранение действующей торговой сети в населенных пунктах, расположенных на расстоянии свыше 11 км. от районных центров.

Чтобы не допустить массового закрытия розничных торговых объектов и производственных предприятий, ликвидации рабочих мест в сельской местности, сокращения налоговых и социальных платежей в консолидированный бюджет области, считаем необходимым:

1. Предоставить кооперативным предприятиям, осуществляющим заготовительную, производственную и торговую деятельность в сельской местности, те же налоговые льготы и преференции, которые установлены в настоящее время для сельхозпроизводителей.

В первую очередь, это льготы по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество организаций, совокупному тарифу страховых взносов, а также льготы по применению упрощенной системы налогообложения, единому налогу на вмененный доход. То есть необходимо уравнять в правах на эти льготы и преференции организации потребительской кооперации с другими участниками агропромышленного комплекса.

Для сравнения: на сегодняшний день в отличие от сельхозпроизводителей, сельхозтехника и специальный автотранспорт которых не облагаются налогом, организации потребительской кооперации платят его в размере 100%.

Налогообложение земельных участков сельхозназначения осуществляется по пониженной ставке – до 0,3%, в потребкооперации – 1,5%.

Налоговая ставка по единому сельхозналогу для сельхозпроизводителей установлена в размере 6%, для кооперации единый налог при упрощенной системе налогообложения – 15%.

Надо установить пониженные тарифы страховых взносов (ст. 427 Налогового кодекса) для организаций, осуществляющих торговую деятельность в сельской местности.

2. Утвердить перечень населенных пунктов, в которых необходимо организовать выездное обслуживание населения. Рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки организациям потребительской кооперации в приобретении специализированного автотранспорта для организации такого обслуживания и компенсации 50% расходов по обслуживанию данного автотранспорта.

3. Внести изменения в порядок предоставления субсидий на компенсацию транспортных расходов по доставке товаров в отдаленные села, начиная с 11 км. от районных центров.

А именно:

3.1 не ограничивать размер получения субсидий одним кварталом, убрать суммовое ограничение «не более 300 тыс. рублей» и   возмещать не менее 80% фактически понесенных транспортных расходов;

3.2 включить в список заявителей потребительские общества Новосибирского района, так как обслуживаемые населенные пункты Новосибирского района располагаются в радиусе до 90 км. от города Новосибирска. Согласно постановлению главы администрации Новосибирской области от 3 декабря 1998 года № 747 установлен Перечень отдаленных или труднодоступных местностей Новосибирской области, в том числе 39 населенных пунктов Новосибирского района и транспортные расходы по доставке туда товаров также должны компенсироваться.

4. Учитывая незначительную долю продажи алкогольной продукции в  розничном товарообороте (всего 8%) и что организации потребительской кооперации являются практически единственными легальными продавцами   вино-водочных изделий на селе, необходимо:

4.1 разрешить розничную торговлю подакцизными товарами без применения ККТ в населенных пунктах согласно Перечню, утвержденному субъектом РФ (Постановление №129-П);

4.2 утвердить список населенных пунктов, по которому организации, осуществляющие розничную продажу в них алкоголя, могут не передавать сведения в систему ЕГАИС в связи с отсутствием сети «Интернет»;

4.3 внести изменения в порядок предоставления возвратных займов из Фонда микрофинансирования, а именно убрать ограничение «розничная торговля подакцизными товарами».

5. Администрации муниципальных образований, где нет розничных объектов, компенсировать 50% расходов по содержанию наших магазинов и доставке товаров в них.

6. Пересмотреть технический регламент по забою скота ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» (решение совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013г. №68) с учетом специфики работы потребкооперации с личными подворьями сельских жителей и малыми фермерскими хозяйствами.

7. Даже небольшое погружение в данную проблему, наблюдения, изучения практики, беседы с сельхозработниками, работниками торговли, потребкооперации выявляет огромный пласт проблем, к разрешению которых надо приступать немедленно. Для этого вместе должны собраться представители органов государственной власти, местного самоуправления, потребительской кооперации, финансового сектора экономики и других заинтересованных лиц, чтобы разработать стратегию сельской потребительской кооперации, устойчивого развития сельских территории, сохранения русского образа жизни и русской культуры производства и быта на селе.

СОДОКЛАДЫ:

Липский Станислав Ильич – председатель Совета Новосибирского облпотребсоюза.

   Сельская потребительская кооперация в 90-е годы была монопольная и выполняла государственный заказ. Те изменения, которые произошли за эти годы в селе целиком и полностью затронули потребительскую кооперацию. Ситуация в Тогучинском районе достаточно сложная. Это пригородный район с очень жесткой конкуренцией. Но есть и положительные примеры работы потребительской кооперации в Новосибирской области. Больше половины районов сегодня работают, которые не имеют никакой банковской задолженности, ведут хозяйственную деятельность, решают достаточно серьезно проблемы обустройства и социальные проблемы села.

Потребительская кооперация сегодня – крупный народнохозяйственный комплекс, который имеет свыше 2000 объектов недвижимости на территории Новосибирской области. Все имущество, которые имеет потребительская кооперация, зарегистрировано в органах юстиции, оформлены земельные участки. Есть все возможности наполнять их практическим содержанием для эффективного использования.

Облпотребсоюз ежегодно подводит итоги текущего года, ставит задачи на следующий. В таких мероприятиях принимает участие свыше 2000 человек. У потребительской кооперации Новосибирской области есть будущее. 49 депутатов всех уровней – представители потребительской кооперации: депутат Законодательного Собрания Новосибирской области, депутаты районных Советов.

В Новосибирске потребительская кооперация занимает достаточно серьезный сегмент в предоставлении услуг. 4500 мест по реализации сельскохозяйственной продукции сегодня представляется на рынках облпотребсоюза. Сложились хорошие взаимоотношения с предприятиями агропромышленного комплекса, которые представляют свою продукцию, действует ветеринарный контроль. Задача облпотребсоюза – чтобы на рынке присутствовала продукция подворья хорошего качества.

В области работает ЧПОУ «Кооперативный техникум им. А.Н. Косыгина» для подготовки кадров в сельских поселениях. Техникум имеет хороший педагогический коллектив и материальную базу. Ежегодно около 1000 выпускников направляются на работу в народнохозяйственный комплекс.

Сегодня коллектив облпотребсоюза – свыше 4500 человек – это достаточно работоспособный коллектив. Облпотребсоюз находит поддержку Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, Законодательного Собрания Новосибирской области. Следует особо отметить, что в 2018 году почти 400 млн. рублей продукции закуплено кооперацией с подворья.

Работая в одном правовом поле, подходы к потребительской кооперации следует признать несправедливыми. В частности, существует проблема налогообложения. Система налогообложения сельхозтоваропроизводителей и   потребительской кооперации на несколько порядков отличается. При этом у потребительской кооперации нагрузка более серьезная.

На сегодняшний день не существует возможности направлять средства на развитие материально-технической базы из фонда микрофинансирования. Необходимо проанализировать нормы № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Необходимо на равных работать с фискальными структурами по направлению борьбы с серыми заработными платами.

В перспективе 10% налоговой нагрузки по налогу на вмененный доход будет передано в муниципальные образования. В этой нише потребительская кооперация себя найдет. Главы администраций будут заинтересованы в создании новых рабочих мест. Порой на тендерах выигрывают организации, которые возят в школы хлеб с областного центра, хотя рядом есть хлебопекарные предприятия.

Большим подспорьем станет создание логистического комплекса по приемке и  переработке сельскохозяйственной продукции. Таким образом, большинство проблем, связанных с подворьем, со сбором в скоро времени будут сняты.

 

    Васильев Вадим Витальевич – исполняющий обязанности министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

В целях бесперебойного обеспечения населения товарами Минпромторг НСО провел анализ ситуации торгового обслуживания в муниципальных районах области, в частности в отдаленных населённых пунктах.

В этих целях были проведены выездные совещания в 10 районах области: Искитимском, Болотинском, Тогучинском, Доволенском, Купинском, Убинском, Каргатском, Куйбышевском, Кыштовском, Чановском. Данные совещания проводились с участием руководства районов, глав сельсоветов, руководства Новосибирского Облпотребсоюза и представителей РАЙПО и ситуация складывается следующим образом.

Сегодня в районах можно выделить три ключевых игрока, которые занимаются торговлей:

1. Торговые сетевые компании. Активней всего представлены такие предприятия как, «Низкоцен», «Мария-РА», «Пятерочка», «Магнит» и т.д., но данные предприятия присутствуют в основном в районных центрах.

2. Предприниматели, которые чаще всего имеют не более одного магазина.

3. Предприятия потребительской кооперации.

Сегодня именно потребкооперация – основа торгового обслуживания жителей сельской местности. Торговые объекты располагаются не только в районных центрах. Большая их часть расположена в отдаленных населенных пунктах. Из 761 торгового объекта (численность работающих 2490 человек) в 719 сельских населенных пунктах, 665 объектов торговли находится в радиусе от 11 до 100 км. от районных центров. В 108 населенных пунктах, которые обслуживает потребкооперация, проживает до 100 человек.

В связи со снижением покупательской способности населения малыми объемами розничного товарооборота продолжает снижаться рентабельность предприятий торговли, расположенных в отдаленных селах.

По данным Новосибирского Облпотребсоюза розничный товарооборот потребкооперации за последние несколько лет снижается, что неизбежно приводит к закрытию убыточных магазинов. Аналогичная ситуация наблюдается и магазинах субъектов малого бизнеса, осуществляющих торговлю на селе.

Динамика закрытия предприятий сельской торговли на территории области следующая: в 2016 году закрылось 386 магазинов, в 2017 закрылось 454 магазина, по состоянию на первое полугодие 2018 года уже закрылось 157 магазинов. Чаще всего магазины закрываются в тех населенных пунктах, где численность жителей менее 50 человек, а таких населенных пунктов 318.

Основные причины закрытия торгового обслуживания являются:

1. Значительное снижение товарооборота;

2. Расходы на внедрение on-line касс, ФГИС «Меркурий», ЕГАИС;

3. Отсутствие кадров;

4. Конкуренция малого бизнеса с торговыми сетевыми компаниями;

5. Ценообразование;

6. Дорогая логистика и доставка товаров;

7. Коммунальные расходы.

По информации, представленной администрациями муниципальных районов, в регионе 1393 населенных пункта, из которых 313 населенных пункта (около 12 тыс. человек проживающих), где отсутствует стационарная торговля.

Также присутствует риск закрытия торговых объектов в 36 отдаленных населенных пунктах, в которых проживают 3,8 тыс. человек.

Минпромтогом НСО совместно с администрациями районов реализуются ряд мер, направленных на обеспечение жителей данных населенных пунктов товарами первой необходимости, в том числе с использованием мобильных объектов торговли, ФГУП «Почта России», АО «Железнодорожная торговая компания и т.д.

В рамках ВЦП «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2015-2019 годы» Минпромторгом НСО оказывается государственная поддержка предприятиям торговли, работающим в сельской местности, в виде предоставления субсидии на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, расположенные за 11 км от районных центров. В 2018 году на эти цели из средств областного бюджета Новосибирской области выделено 11,0 млн. рублей.

Благодаря государственной поддержке, торговые организации организуют работу 428 розничных магазинов и 9 автолавок в 414 населенных пунктах, расположенных за 11 км от районных центров, обеспечивают в торговых объектах наличие ассортимента товаров первой необходимости с уровнем цен не выше среднестатистических по Новосибирской области.

Отмечаю отсутствие на территории региона такого вида деятельности потребкооперации, как закуп продукции у населения, которое является одним из перспективных направлений развития потребительской кооперации. Развитие всех форм кооперации – потребительской, сельскохозяйственной и производственной – позволит получить экономический и социальный эффект.

Что касается перечня объектов, которые не имеют стандартного и хорошего Интернет-соединения для того, чтобы работать по системе ЕГАИС, проект поручения подготовлен. В ближайшее время будет рассмотрен на заседании Правительства Новосибирской области. Сложность заключалась в том, что синхронизироваться с федеральным минсвязи.

Будет уделяться внимание на корректировку 209 закона. Действительно фонд микрофинансирования, который работает по этому направлению в настоящее время в соответствии с законом, не имеет права представлять микрозаймы, а это единственный источник пополнения оборотного капитала. Банковский сектор вряд ли начнет активно кредитовать таких субъектов. В следующем году мы проработаем этот вопрос и попытаемся выйти с какой-то инициативой по решению этого вопроса.

В ближайшее время будет создана рабочая группа по вопросу совершенствования регионального законодательства для создания благоприятных условий развития потребительской кооперации в Новосибирской области.

 

ВЫСТУПИЛ:

         Травников Андрей Александрович – Губернатор Новосибирской области.

         Попросил министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства в Новосибирской области в рамках создаваемой рабочей группы осуществить координацию работы министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства в Новосибирской области и министерства сельского хозяйства Новосибирской области по вопросам совершенствования законодательства в области потребительской кооперации.

 

РЕШИЛИ:

1. Рекомендовать министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства в Новосибирской области создать рабочую группу по вопросу совершенствования регионального законодательства для создания благоприятных условий развития потребительской кооперации в Новосибирской области.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов провести анализ состояния потребительской кооперации на сельских территориях и определить возможные меры поддержки потребительских обществ.

3. Рекомендовать Совету Новосибирского облпотребсоюза разработать план мероприятий по реформированию заготовительной деятельности на селе.

 

По шестому вопросу:

СЛУШАЛИ:

Об обращении к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу поддержки проекта федерального закона №372719-7 «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона «О противодействии коррупции» и статью 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Докладывал:

Макарушкин Владимир Михайлович – председатель Совета депутатов Кочковского района.

22 ноября 2018 года состоялось совместное заседание комиссий Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с  представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, на котором рассматривался вопрос о целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство, устанавливающее обязанности депутатов представительных органов сельских поселений ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Вопрос об обращении возник в связи с тем, что в январе 2018 года в первом чтении был принят проект федерального закона о внесении изменений, где часть 4 статьи 121 ФЗ-273 «О противодействии коррупции» дополняется словами «за исключением представительных органов поселений в составе муниципальных районов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе» и часть 2 статьи 2 ФЗ-230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» дополняется словами «за исключением депутатов представительных органов поселений в составе муниципальных районов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе». Таким образом законопроектом предлагается исключить депутатов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, от подачи сведений о доходах и расходах.

 РЕШИЛИ:

Принять и направить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Новосибирской области обращение следующего содержания:

«Уважаемые коллеги!

Просим поддержать проект федерального закона № 372719-7 «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона «О противодействии коррупции» и статью 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», находящегося на рассмотрении в Государственной Думе с января 2018 года.

Обращаем ваше внимание на то, что в Новосибирской области подавляющее большинство депутатов представительных органов исполняет свои полномочия на непостоянной основе и не получает денежное вознаграждение за счет средств соответствующих бюджетов. Вместе с тем получение необходимой информации для заполнения необходимых сведений приводит к материальным затратам, снижает интерес граждан к избранию в представительные органы сельских поселений, имеются факты прекращения депутатских полномочий по этим основаниям.».

 

По седьмому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О реализации пункта 9 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Новосибирской области.

Докладывал:

Сорокина Наталья Владимировна – председатель Совета депутатов Купинского района.

Институту демократии в нашей стране в этом году исполнилось 100 лет. Именно в январе-феврале 1918 года были избраны первые Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. За прошедшее столетие мы прошли огромный путь от первых попыток участия в управлении государством до самостоятельного решения вопросов местного значения, иными словами до местного самоуправления, которое признается и гарантируется Конституцией РФ и иными федеральными законами.

ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» предусматривает обязательное наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования трех уровней: районный, городской и сельский.

Этот же закон определяет порядок формирования Советов депутатов, численный состав, полномочия, исключительную компетенцию, а пункт 9 статьи 35, вокруг которого идет много споров и дискуссий, определяет, что представительный орган муниципального района обладают правами юридического лица.

Гражданский кодекс РФ дает понятие юридического лица: юридическое лицо – зарегистрированное в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В статье дается исчерпывающий перечень признаков юридического лица. Отсутствие у юридического лица хотя бы одного из признаков лишает его этого статуса. Кажется, все понятно и просто при соблюдении норм закона. Но на деле все обстоит совершенно иначе.

В 2005 году областная прокуратура во исполнение требований пункта 9 статьи 35 ФЗ-131 направила в адрес всех представительных органов района представление о регистрации Советов депутатов в статусе юридического лица.

Регистрацию прошли все Советы без исключения, а дальше дело не пошло. Из 30 районных Советов депутатов самостоятельным юридическим лицом является только 13. Из них больше половины определялись с самостоятельностью через непонимание и конфликт, что влечет неисполнение требований закона о самостоятельности Совета депутатов.

В первую очередь, отчетность в налоговые органы. По требованию закона отчет о деятельности юридического лица должен быть представлен на электронном носителе, с электронной подписью руководителя в точно установленную дату. У тех Советов, которые не имеют собственной сметы, деятельность с денежными средствами не осуществляется, тем не менее нулевые отчеты мы обязаны предоставлять регулярно в срок. В нашем случае мы обращаемся к  индивидуальному предпринимателю, который готовит нам отчет, проплачиваем ему деньги из собственного кармана за услуги, затем специалист администрации, работающий с Советом, предоставляет платежный документ в бухгалтерию администрации, после этого осуществляется возврат денег. За нарушение сроков подачи отчетов штрафы приходится оплачивать из своего кармана. Администрация не может производить расчеты за другое юридическое лицо. В отдельных районах этот вопрос решается в аналогичном порядке, в некоторых Глава района определяет, кто будет из специалистов администрации выполнять эту работу. В то же время специалисты администрации не находятся в прямом подчинении председателя Совета депутатов и отследить их работу весьма проблематично. Сложно решаются вопросы исполнения Советом депутатов представительских функций. Таких проблем у самостоятельных Советов не возникает. Зачастую депутаты ощущают на себе свою ненужность в системе власти, безразличное к ним отношение. Сегодня мы имеем тот результат, что в депутаты идти никто не хочет. Путем больших уговоров, давлений, различных обещаний заманиваем в Совет хоть кого, лишь бы соблюсти принцип народовластия.

Есть факты и их немало по проблемам в организации работы Совета, когда специалист администрации отказывается оформлять протоколы и проекты решений, ссылаясь на то, что работает в администрации и у него своей работы много. Или необходимо писать Главе заявку на выделение транспортного средства для выполнения своих полномочий. Есть вопросы и при оформлении командировок председателю Совета депутатов, предоставления ему отпуска. Если это оформлять документами Совета депутатов, они не обязательны для исполнения бухгалтерии администрации, Главой, так как председатель Совета депутатов не состоит с ним в трудовых отношениях.

Некоторых председателей устраивает сложившаяся практика взаимоотношений с исполнительной властью. Очень удобно, когда за тебя все решает Глава. Но закон не должен исполняться только на личностных отношениях. Сменяемость руководителей происходит довольно часто, и никто не может гарантировать добропорядочные отношения в дальнейшем. И, как следствие, возникновение конфликтных ситуаций между исполнительной и представительной властью в разных районах в разные периоды времени. А при соблюдении буквы закона этого можно было бы избежать. Закон един для всех и должен исполняться одинаково всеми и в отношении всех субъектов права. Приспособление к исполнению закона или приспособление его к своей ситуации по работе Советов депутатов считаю не совсем правильным. И еще одна нравственная сторона этой проблемы: если мы сами не исполняем закон, вправе ли мы требовать его исполнения от других? При этом хочу отметить, что самостоятельность Совета депутатов никак ни влияет на взаимоотношения между Главой района и Председателем Совета. И если бы проблемы организации работы Совета сложились бы только в Купинском районе, я не стала бы ни в коем случае пытаться их решить через наш Совет. Это проблема многих Советов, кто остался без своей сметы. Можно решать эту проблему каждому самостоятельно, используя все имеющиеся силы и поддержку. Но мне бы хотелось, чтобы это проблема решалась системно.

 

РЕШИЛИ:

1. Информацию принять к сведению.

2. Рекомендовать министерству региональной политики Новосибирской области изучить вопрос о реализации пункта 9 статьи 35 Федерального закона 
от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Новосибирской области 
и о результатах проинформировать Совет по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

По восьмому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О плане работы Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на 2019 год.

Докладывал:

Рукас Александр Николаевич – председатель Совета депутатов Искитимского района, координатор Совета.

 ВЫСТУПИЛИ:

         Зубарева Наталья Александровна – председатель Совета депутатов Каргатского района.

         Предложила рассмотреть на заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области работу районных газет Новосибирской области.

         Вепрева Ирина Михайловна – председатель Совета депутатов Колыванского района.

Подняла вопрос об обеспечении энергоснабжением дальних населенных пунктов Новосибирской области.

РЕШИЛИ:

1. Утвердить план работы Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на 2019 год.

2. На очередном заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области рассмотреть вопрос о работе СМИ в районах Новосибирской области.

 По девятому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О проведении очередного заседания Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

Докладывал:

Шимкив Андрей Иванович – председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

 РЕШИЛИ:

Провести очередное заседание Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в марте 2019 года в Законодательном Собрании Новосибирской области.

 

Председатель Совета                                                                               А.И. Шимкив