Совет по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области Протокол № 15

28 июня 2019 года

начало в 12.00

р.п. Сузун, ул. Партизанская, 213,
МКОУ «Сузунская общеобразовательная школа-интернат»

 

 Председательствующий: Панфёров Андрей Борисович – исполняющий обязанности Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.

 Всего – 39 членов Совета.
Присутствовало – 26 членов Совета.
Отсутствовали: Асанцев Д.В., Головченко В.М., Зарубин Ю.Ф., Звыков И.В., Кривошей В.А., Мендруль А.П., Нетёсов С.В., Объедко Ю.М., Самохин В.С., Синяков Н.И., Сулейманов Р.И., Черныш О.П., Яковенко Е.С.

По первому вопросу:
СЛУШАЛИ:
О повестке дня и порядке проведения заседания.
ДОКЛАДЫВАЛ:
Панфёров Андрей Борисович – исполняющий обязанности Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.
РЕШИЛИ:
Повестку дня и порядок проведения заседания утвердить.

По второму вопросу:
СЛУШАЛИ:
Приветственное слово Главы Сузунского района Некрасовой Лилии Владимировны.

По третьему вопросу:
СЛУШАЛИ:
Приветственное слово председателя Совета депутатов Сузунского района Севрюженко Андрея Борисовича.
Приветственное слово депутата Законодательного Собрания Новосибирской области по избирательному округу № 13 Покровского Евгения Николаевича.

По четвертому вопросу:
СЛУШАЛИ:
О проблемах осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
ДОКЛАДЫВАЛА:
Сорокина Наталья Владимировна – председатель Совета депутатов Купинского района.
Рассказала о богатстве Новосибирской области природными ресурсами. Подчеркнула, что у природной красоты и привлекательности есть оборотная сторона – беспечные отдыхающие, любители спиртных напитков, суровый климат, короткий световой день, незнание местности. Как следствие – гибель людей, причинение вреда здоровью, утеря имущества, длительные поиски заблудившихся. В подтверждение словам привела несколько примеров.
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области
от 11 декабря 2018 года № 512-п «Об утверждении плана обеспечения безопасности людей на водных объектах в Новосибирской области в 2019 году» ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» во взаимодействии с администрациями муниципальных образований Новосибирской области, территориальным органом ГИМС МЧС России по Новосибирской области, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новосибирской области» до 1 июня 2019 года должны осуществить организацию
и осуществление контроля за принятием необходимых мер по обеспечению безопасности людей в местах неорганизованного отдыха на водных объектах (организация и выставление спасательных постов, установка предупреждающих (запрещающих) знаков безопасности и информационных щитов о запрещении купания). По факту данные мероприятия находятся в зоне ответственности глав сельских поселений.
С большим трудом удается комплектование спасательных постов спасателями-добровольцами. В Купинском районе создано 6 постов: 5 на акватории озер Чаны и Яркуль и один на озере Горькое. Желающих работать на безвозмездной основе нет. Фактически спасательные отряды сформированы, однако за последние три года ни один из спасателей не принял участие в спасательных операциях,
в дежурстве или в патрулированиях водной акватории.
Спасательные отряды оснащены всем необходимым инвентарем: надувные лодки весельные, спасательные жилеты, круги, палатка, ласты, маска, бинокль. Однако нередко инвентарь хранится в помещении сельской администрации, так как другого помещения для складирования нет и использовать все это для спасения утопающих весьма проблематично.
Отметила необходимость создания в Купинском районе мобильной группы, оснащенной техникой и оборудованием.
Ежегодно во исполнение требований постановления Правительства Новосибирской области «Об утверждении Плана охраны жизни людей на водных объектах в Новосибирской области» исполнительные органы власти Купинского района принимают свой план обеспечения безопасности людей на водных объектах Купинского района и доводят его до сведения сельских поселений. Те в свою очередь принимают аналогичный план мероприятий. По словам Натальи Владимировны, далее начинается «перетягивание одеяла» с уровня района на село
и обратно, поиски главного и ответственного.
В бюджете района ежегодно планируется резервный фонд в пределах 1,8-2,0 млн. рублей, средства которого могут быть направлены на обеспечение безопасности людей на водных объектах, однако в бюджетах поселений такие средства не предусматриваются.
Обозначила необходимость законодательного разграничения полномочий органов местного самоуправления (района и сельских поселений)
по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

СОДОКЛАД:
Брызгалов Алексей Александрович – заместитель начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Новосибирской области.
В своем докладе обратил внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрации муниципальных образований возлагается осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
На территории Новосибирской области организовано проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение происшествий на водных объектах.
Эффективность осуществления принимаемых мер по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья, характеризуется показателями гибели людей на водных объектах.
В период с 2012 по 2018 год на водных объектах области погибло 647 человек, из них 55 детей.
За последние семь лет 57% всех случаев гибели произошли в местах одиночного купания, 28% в местах массового неорганизованного отдыха, 9% при рыбалке и охоте, 4% в зимний период.
Наибольшее количество погибших в данный период зафиксировано
в г. Новосибирске, Искитимском, Куйбышевском и Новосибирском районах.
Основными причинами гибели является купание в неорганизованных местах отдыха, не оборудованных спасательными постами.
Исходя из анализа происшествий следует, что вне зависимости от мест гибели людей, выставление спасательных постов существенно влияет на показатели происшествий на водных объектах.
На территории области в период купального сезона находится 324 места неорганизованного отдыха людей на водных объектах.
Ежегодно Главным управлением в адрес органов местного самоуправления направляются рекомендации по повышению уровня безопасности населения,
в первую очередь в местах с массовым пребыванием граждан, где происходит гибель. Таких мест на территории области порядка 100 (96).
В 2018 году в 56 местах неорганизованного отдыха безопасность была обеспечена путём выставления спасательных постов (24 спасательных поста было выставлено за счёт субсидий из областного бюджета, 14 за счёт средств муниципальных образований, 9 с привлечением волонтёров, 7 арендаторами
и 2 на спасательных станциях).
В текущем году планируется к выставлению 46 спасательных постов, что ниже уровня прошлого года на 18% и на 52% меньше от рекомендованного количества.
Кроме этого, несмотря на начало активного посещения водных объектов гражданами, на сегодняшний день выставлено только 29 постов из 46.
Не меняется положение дел и по созданию организованных мест для купания – пляжей. На всю область приходится порядка 20 пляжей.
Отметил, что с учётом анализа происшествий последних лет, если ситуация по прикрытию водных объектов не изменится, в текущий купальный сезон ожидается существенное увеличение показателей гибели людей на водных объектах.
По оперативным данным, в текущем году уже погибло 24 человека, из них
6 детей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших увеличилось на 33%. Показатели детской гибели на водных объектах превышены на 5 случаев. Детская гибель произошла в г. Новосибирске, Доволенском, Карасукском, Каргатском, Коченевском и Тогучинском районах. Причины две, оставление детей без присмотра взрослых и отсутствие мест для безопасного отдыха.
Проблемы осуществления мероприятий по обеспечению безопасности существуют и в зимний период. На территории области находится 155 мест массовой зимней рыбной ловли, в 60 местах гражданами осуществляется выезд на лёд. Безопасность в данных местах органами местного самоуправления
не обеспечивается, выполняемые меры по недопущению выезда на лёд недостаточно эффективны.
Ежегодно происходят провалы людей и техники под лёд, а также оперативные события, связанные с выездом на поиски и оказанием помощи рыбакам на водных объектах, которые выехав на транспортных средствах на лёд, не могут самостоятельно покинуть акватории.
С учётом особенностей ледообразования, состояние на реках области не всегда идентично и объективно определить безопасные места, в особенности для выезда на автомобилях, с учётом появления промоин и трещин, не представляется возможным.
В целом, подводя итоги работы, в рамках действующих нормативно правовых актов Новосибирской области, мероприятия по обеспечению безопасности
и недопущению происшествий на водных объектах, реализуются и актуальны, но их необходимо усилить.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 10 ноября
2014 года № 445-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Новосибирской области» определены требования к пляжам, меры безопасности при пользовании ледовыми переправами, меры безопасности на льду, а также требования к установке знаков безопасности на водных объектах.
В правилах отражены запреты на:
– выезд на лед транспортных средств вне ледовых переправ;
– выход на лед и купание в местах, где выставлены запрещающие знаки;
– выход на лед в периоды ледостава и освобождения от льда.
Требуется закрепление конкретных задач, которые должны выполняться органами местного самоуправления.
Создание пляжей, выставление постов, патрулирование водных объектов, информирование граждан (СМИ, беседы, подворовые обходы) – не регламентированы.
В первую очередь это касается отсутствия созданных администрациями муниципальных образований условий для безопасного отдыха населения – пляжей крайне недостаточно, спасательные посты в летний период не прикрывают и пятой части традиционных мест купания, в следствии чего граждане вынуждены нарушать законодательство и купаться в запрещенных для этого местах, подвергая свою жизнь неоправданному риску.
В зимний период, несмотря на требования, спасательные посты в местах рыбной ловли не выставляются, что ведёт к ответственности граждан, либо за нарушение безопасности, либо экологии.
Согласно пункту 58 правил охраны жизни людей в местах с большим количеством рыболовов на значительной площади льда и в периоды интенсивного подледного лова органы местного самоуправления должны обеспечивать выставление спасательных постов, укомплектованных подготовленными спасателями, оснащенных спасательными средствами. А меры административного воздействия, как в отношении граждан, так и в отношении администраций муниципальных образований – нужно ужесточить.
На практике, к гражданам применяется предупреждение, в отношении администраций штраф в размере от 5 до 8 тысяч рублей.
В соответствии со ст. 4.8 закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 года № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» несоблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах является административным правонарушением.
Указанное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 1500 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 5000 до 8000 рублей.
Административными комиссиями ОМСУ при рассмотрении протоколов выносят административное наказание к гражданам в виде предупреждения (проступок в первый раз).
В целях решения существующих проблемных вопросов при реализации мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, предложил:
1. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Архипов Д.Н.) во взаимодействии с комитетом Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению (Терепа А.Г.) и Главным управлением МЧС организовать совместную работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, с рассмотрением вопросов по:
1) Внесению следующих изменений в Закон Новосибирской области
от 14.02.2003 № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области»:
в статью 4.8 в части дополнения квалифицирующих составов
и соответственно установления повышенной санкции за нарушения;
в пункт 9 части 2 статьи 15.3 в части наделения должностных лиц органов местного самоуправления Новосибирской области полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении граждан, предусмотренных статьей 4.8 вышеуказанного закона.
Контроль за соблюдением требований Правил возложен на ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» (20 человек, из них 7 чел. отдел БВО, 13 чел. АСС) во взаимодействии с ГИМС МЧС России.
2) Внесению изменений в Правила охраны жизни людей на водных объектах в части конкретизации мероприятий (требований) по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, необходимых для выполнения органами местного самоуправления Новосибирской области, в том числе регламентировать создание пляжей, выставление постов, патрулирование водных объектов, информирование граждан (СМИ, беседы, подворовые обходы).
3) Внесению изменений в п. 60 Правил охраны жизни людей на водных объектах в части установления исключений из запрета выезда на лед водных объектов транспортных средств особой конструкции (судов на воздушной подушке, аэроботов), а также транспортных средств оперативных служб с целью оказания экстренной помощи людям, терпящим бедствие на льду.
2. Органам местного самоуправления Новосибирской области:
1) В кратчайшие сроки организовать выставление спланированных на период купального сезона 2019 года спасательных постов в местах неорганизованного отдыха людей на водных объектах.
2) Главам администраций города Бердск, Баганского, Барабинского, Венгеровского, Искитимского, Карасукского, Колыванского, Коченевского, Краснозерского, Куйбышевского, Масляниского, Мошковского, Новосибирского, Ордынского, Сузунского, Татарского, Тогучинского, Усть-Таркского, Черепановского и Чистоозерного районов в срок до 19 июля 2019 года организовать выставление дополнительных спасательных постов в местах неорганизованного отдыха людей на водных объектах в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новосибирской области от 20 мая 2019 года № 13
(по выставлению необходимых (рекомендованных) 96 постов).
3) В местах массового неорганизованного отдыха инициировать открытие пляжей.
4) В срок до 12 июля 2019 года разработать и представить в адрес Главного управления предложения по формированию плана развития пляжной инфраструктуры Новосибирской области.
5) Организовать работу по проведению дополнительных мероприятий по недопущению происшествий на водных объектах с несовершеннолетними.
6) В целях подготовки к зимнему периоду органам местного самоуправления в срок до 1 октября 2019 года спланировать мероприятия и соответствующие финансовые средства для принятия мер по недопущению выезда транспортных средств на лёд водных объектов (в том числе путём установки препятствий в виде бетонных блоков и тросовых заграждений), а также по организации работы спасательных постов в местах возможного выезда на лёд и массовой рыбной ловли.
3. С учётом реального положения дел по закрытию мест неорганизованного отдыха, считаю, что необходимо проработать вопрос по включению на следующий год в Государственную программу Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области на период 2015-2020 годов, утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 27 марта 2015 года
№ 110-п, предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета
в целях увеличения количества выставляемых спасательных постов.
Предоставление субсидий позволит обеспечить безопасность граждан на водных объектах области и существенно повлияет на показатели гибели людей,
в том числе и детей.

ВЫСТУПИЛИ:
Панфёров Андрей Борисович – исполняющий обязанности Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.
Рекомендовал комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению проработать озвученные предложения.

СОДОКЛАД:
Фролов Юрий Николаевич – заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области – начальник управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Подчеркнул, что выстроено конструктивное взаимодействие органов исполнительной власти Новосибирской области с органами местного самоуправления.
Подтвердил, что в законодательстве существует дублирование некоторых полномочий на различных уровнях исполнительной власти. В связи с чем участники процесса находятся не в равных условиях с точки зрения финансового обеспечения деятельности.
Отметил, что данным направлением на уровне региона до 2015 года занималось министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, с 2015 года – министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области.
В 2012-2013 годах министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства запланировало 12 млн. рублей в рамках программы по обеспечению безопасности на водных объектах. Запланированная сумма была выделена. Однако, к сожалению, органами местного самоуправления было освоено только 47% этих средств. На тот момент органы местного самоуправления оказались не в состоянии провести закупки оборудования для оснащения постов. Сегодня все посты о которых говорила Наталья Владимировна Сорокина укомплектованы
за счет средств областного бюджета. Областной бюджет выделил более 5 млн. рублей на более чем 50 комплектов оборудования и снаряжения для организации спасательных постов: лодки, весла, палатки, стулья, аптечки, бинокли, мегафоны и все остальное.
Более того, областной бюджет с 2012 года несёт расходы по обучению матросов-спасателей, которые могли бы комплектовать эти спасательные посты.
В 2019 году обучено уже 294 человека, часть из них уже заступила на дежурство, другая часть эту деятельность не осуществляют в связи
с недостаточной организацией спасательных постов на местах отдыха. Причина в нехватке средств. Софинансирование по мероприятиям программы предусматривало пятипроцентное софинансирование со стороны органов местного самоуправления. К сожалению, этого не случилось, поэтому желаемое количество постов не достигается.
Отметил, что ситуация с трудоустройством матросов-спасателей усложняется удаленностью некоторых территорий.
Предложил вариант решения проблемы – переход от мест неорганизованного отдыха к местам организованного отдыха. На сегодняшний день существуют механизмы, которые позволяют передать в аренду пользователям участки водных объектов, на которых можно создать приемлемые условия для отдыха, имеющие большую привлекательность, чем непригодные для отдыха места.
Подводя итог поддержал инициативы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области
и выразил надежду на конструктивное взаимодействие по решению обозначенных проблем.

ВЫСТУПИЛИ:
Панфёров Андрей Борисович – исполняющий обязанности Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.
Подчеркнул остроту проблемы. Поинтересовался, когда были выделены деньги на озвученные мероприятия и успели ли их освоить.
Фролов Юрий Николаевич – заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области – начальник управления
по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Отметил, что в 2012-2013 годах все мероприятия были выполнены своевременно, однако в 2018 году произошел срыв по субсидиям на оплату услуг матросов-спасателей.

РЕШИЛИ:
1. Рекомендовать министерству жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики Новосибирской области:
а) при формировании проекта Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотреть выделение средств областного бюджета в виде субсидий на организацию спасательных постов в местах неорганизованного отдыха людей на водных объектах;
б) совместно с заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями создать рабочую группу по изучению необходимости внесения изменений в законодательство Новосибирской области в части обеспечения безопасности людей на водных объектах.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Новосибирской области:
а) принять необходимые меры по организации мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новосибирской области от 20.05.2019 № 13;
б) проработать вопрос о заключении соглашений между муниципальными районами и поселениями о разграничении либо передаче полномочий, предусмотренных п.26 ч.1 ст.14 и п.24 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
3. Рекомендовать комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению проработать предложения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области.

По пятому вопросу:
СЛУШАЛИ:
О создании условий учащимся образовательных учреждений, не сдавшим экзамены ОГЭ и не получившим аттестаты об основном общем образовании, для обучения рабочим профессиям и получения среднего образовательного образования в профессиональных образовательных организациях.
ДОКЛАДЫВАЛА:
Трифонова Алла Васильевна – председатель Совета депутатов Ордынского района.
В докладе отметила, что вопрос был внесен в план работы Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области
с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в связи с тем, что ситуация вызывает много вопросов
у педагогов, родителей и, конечно, обучающихся.
Действующее законодательство предусматривает три уровня обязательного образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
По мнению Аллы Васильевны, сложилась тревожная ситуация, когда выпускники 9 класса общеобразовательных организаций остаются «не у дел» после того, как не прошли государственную итоговую аттестацию. Так, по данным минобразования области в 2018 году из 27038 человек не сдали основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) – 704 человека, что составило 2,6% от общей численности участников ОГЭ (в 2017 году – 2,5%).
В образовательной организации в отношении таких обучающихся принимается решение о прохождении ими очно-заочной формы повторного обучения. Они обязаны освоить образовательные программы основного общего образования, после чего не ранее чем через год, могут быть вновь допущены
к государственной итоговой аттестации.
При подготовке к заседанию Совета по взаимодействию по состоянию
на 20 июня 2019 года информацию по этому вопросу предоставили
22 муниципальных района Новосибирской области и 1 городской округ Новосибирской области (г. Бердск). Благодарю председателей Советов депутатов
за предоставленную информацию. Анализ представленной информации позволяет сделать вывод, что если по окончанию учебного года в 2014-2015 г.г. число
не сдавших было незначительным 1-3 человека, да и то не в каждом районе, то в настоящее время показатели выросли кратно. Семьсот человек в 2018 году, согласитесь, цифра – настораживает.
Несмотря на то, что доля не сдавших ОГЭ в общеобразовательных организациях Новосибирской области ежегодно увеличивается, в отдельных районах в 2018 году составила более 5%. Таким образом, более 700 обучающихся в области, не смогли продолжить образование и получить профессию.
Министерство образования Новосибирской области обязано осуществлять государственное управление в сфере образования и обеспечивать получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования, а также организовать предоставление дополнительного профессионального образования в подведомственных образовательных учреждениях.
По данным министерства: «профессиональными образовательными учреждениями, подведомственными министерству, реализуется более 400 программ профессионального обучения и дополнительного образования взрослого населения (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации). Наиболее востребованными являются такие профессии как сварщик, повар, тракторист, водитель и др.». Да вот только в публичном доступе этих программ нет, как нет и перечня профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству, где они реализуются.
Задалась вопросом, можно ли решить проблему, если по данным минобразования «в 2018 году по программам профессиональной подготовки в 4-х подведомственных министерству профессиональных образовательных учреждениях прошли обучение 33 человека из числа детей, не получивших аттестаты по завершении обучения в 9-м классе (то есть, 4% от общей численности не сдавших ОГЭ), из них всего 28 человек были обучены за счет средств областного бюджета,
5 человек – за счет средств физических лиц».
По мнению Аллы Васильевны, назрела необходимость организации
в профессиональных образовательных учреждениях области, для лиц, не получивших аттестаты об основном общем образовании, предоставления возможности обучения по рабочим профессиям по мере комплектования групп по программам профессиональной подготовки, при чем в достаточном количестве. Эта информация должна стать публичной, общедоступной.
Важно, чтобы на бюджетной основе этим могли воспользоваться не только жители города, но и области.
Сегодня нет государственного задания по профессиональному обучению лиц, не сдавших ОГЭ.
Предложения в проект решения:
1. Поручить Министерству образования Новосибирской области рассмотреть возможность создания в профессиональных образовательных учреждениях специализированных групп по профессиональной подготовке детей до 18 лет, не получивших аттестаты, по профессиям рабочих за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области.
2. Рекомендовать обобщить опыт работы агро- и политехнической школы и адаптировать его в основные образовательные программы профессионального обучения для школьников старших классов.
3. Обеспечить информационное сопровождение образовательных организаций Новосибирской области по вопросам профессиональной подготовки детей до 18 лет, не получивших аттестаты, по профессиям рабочих за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области.

СОДОКЛАД:
Головнин Андрей Николаевич – заместитель министра образования Новосибирской области – начальник управления профессионального образования
и подготовки трудовых ресурсов.
Отметил, что исполнительная власть реализует федеральное и региональное законодательство. На сегодняшний день озвученный вопрос регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации». Дал правовую характеристику проблемы согласно действующему законодательству.
Обратил внимание на необходимость усиления общей подготовки
к основному государственному экзамену (далее – ОГЭ) после 9 класса, в особенности в районах с высоким показателем не сдавших ОГЭ: в ряде районов этот показатель превышает отметку в 30 человек, ряд районов имеет нулевой показатель.
Обозначил, что по действующему законодательству, после того, как ребенок не сдал ОГЭ, он должен продолжить обучение: либо быть принятым на второй год
в 9 класс, либо для него может быть организовано семейное обучение для того, чтобы ребенок на будущий год мог выйти на процедуру сдачи экзамена.
Также подчеркнул, что на сегодняшний день в Новосибирской области действует программа среднего профессионального образования, согласно которой, существует возможность в рамках общеобразовательных школ наделять ребят профессиями, входящими с список востребованных и перспективных. При этом эта мера не должна быть вариантом послабления для детей, которые зная, что существует подобный запасной вариант, теряют мотивацию для дальнейшего обучение.
Подводя итог, предложил на базе районов с высоким количеством не сдавших ОГЭ разработать пилотный проект решения обозначенных проблем. При этом подчеркнув, что решать проблемы необходимо совместно с родителями, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, именно они несут ответственность за образование своих детей, система образования лишь оказывает поддержку родителям.

ВЫСТУПИЛИ:
Панфёров Андрей Борисович – исполняющий обязанности Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.
Рекомендовал комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, науке, образованию, спорту и молодежной политике проработать данный вопрос.

РЕШИЛИ:
1. Рекомендовать министерству образования Новосибирской области изучить ситуацию и выработать предложения по урегулированию вопросов, изложенных в докладе.
2. Рекомендовать комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, науке, образованию, спорту и молодежной политике проработать данный вопрос.

По шестому вопросу:
СЛУШАЛИ:
О результатах деятельности отделений МФЦ в муниципальных районах Новосибирской области.
ДОКЛАДЫВАЛ:
Сучков Сергей Михайлович – председатель Совета депутатов Убинского района.
В докладе дал определение Многофункционального центра (далее – МФЦ), обозначил цели их создания, охарактеризовал правовую основу регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг через МФЦ.
Отметил, что наиболее успешной и перспективной формой предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации является режим «одного окна». Данная форма предполагает, что заявитель общается
не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.
Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Для населения подобные центры – зримый результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Развитие сети центров предоставления государственных
и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.
При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги, должно проходить без участия заявителя.
Преимущество МФЦ по принципу «одного окна» состоит в том, что в центре такого типа гражданин имеет возможность получить тот итоговый результат, который ему требуется: хотя компетенция по оказанию простых услуг остается за отраслевыми органами исполнительной власти, МФЦ берет на себя все проблемы взаимодействия с ними. Исключается необходимость непосредственного общения граждан с исполнителями в органах власти (потенциально являющегося коррупционно опасным): оно заменяется межведомственным взаимодействием МФЦ и органа власти.
Второй ключевой характеристикой МФЦ является организация ведения приема по так называемому «оконному» принципу. Антиподом «оконного» приема и наиболее часто распространенным вариантом традиционной модели предоставления услуг является так называемый кабинетный прием, когда заявители ожидают в коридорах и приглашаются на прием в кабинеты. «Оконный» прием позволяет:
– применять современные методы управления очередью, например, ограничивать проявления ситуации, когда к одному специалисту много заявителей, в то время как другой специалист простаивает;
– обеспечивать прозрачность предоставления услуг, когда прием ведется в операционном зале, где всем посетителям видно, чем занимается ответственный за прием заявителей. В случае с кабинетным принципом заявителям недоступна информация о том, чем занят специалист во время приема документов;
– повысить стандарт обслуживания заявителей.
Специфика МФЦ заключается в том, что они:
1) обеспечивают организацию предоставления всех уровней услуг: федеральный, региональный и муниципальный уровень;
2) используют автоматизированные информационные системы, являющиеся главным звеном межуровневого и межведомственного взаимодействия;
3) аккумулируют информацию по всем видам услуг и организуют информирование граждан по любой услуге;
4) создаются и функционируют в соответствии с установленными требованиями к комфортности, учитывающими территориальную и транспортную доступность, быстроту и максимальное удобство для заявителей.
Наряду с положительным опытом развития МФЦ также имеется немало проблем, характерных не только для Убинского района, но и для всего региона
и требующих решения:
– предоставление не полного перечня государственных услуг федерального уровня (например, ИНН);
– качество предоставления государственных и муниципальных услуг;
– недостаточная развитость информационного общества в России;
– часто меняющееся законодательство;
– выборочность заключаемых соглашений о взаимодействии многофункциональных центров с органами государственной и муниципальной власти в связи с высокими финансовыми затратами и недостаточной информационно-технической базой.
– кадровые проблемы;
Данные проблемы по степени своей значимости различны, однако все они призваны улучшить эффективность деятельности МФЦ, а значит упростить процедуру получении государственных и муниципальных услуг гражданами.
Для решения существующих проблем предложил реализовать следующие мероприятия:
– разработка системы ключевых показателей оценки эффективности деятельности отделений МФЦ и руководителей отделений, а также проведение мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг
(в настоящий момент уже разработаны);
– расширение перечня организаций, с которыми осуществляется взаимодействие;
– расширение перечня предоставляемых государственных и муниципальных услуг;
– внедрение инновационных комплексных проектов для создания ещё более благоприятных условий предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Особое внимание уделил кадровой проблеме.
Во-первых, в МФЦ требуется сотрудник, имеющий квалификацию
в различных областях знаний. Этим должен заниматься специалист, компетентный
в большинстве отраслей права, экономист, управленец, социолог и психолог
в одном лице. Этот человек является «лицом власти». И от качества первой встречи, зависит дальнейший результат обращения. Необходимо привлечения высокопрофессиональных специалистов, а на зарплату в 16 тысяч рублей при таком уровне нагрузки и ответственности сделать сложно.
Также обратил внимание на градацию системы оплаты в зависимости
от численности населения. Специалист в сельской местности затрачивает больше времени на консультации, чем на обработку документов, в связи с низким уровнем компетентности заявителя.
Во-вторых, в связи с отсутствием специалистов от проблемы очереди при получении услуг не ушли. Было регламентировано время ожидания в очереди, требование к комфортности зала ожидания МФЦ, но проблема осталась.
Тем не менее начавшаяся перестройка в системе взаимоотношений человека
и государства не останавливается. Положительные тенденции в работе по доступности и качеству предоставляемых услуг превышают недостатки, что отражается в данных социологических опросов граждан.
Общим в преодолении недостатков в работе и приближении к планируемым показателям удовлетворенности качеством услуг (около 90% в 2018 г.) является следующее:
1) повышение степени качества предоставления каждого из видов услуг;
2) доработка механизма «обратной связи»: заявитель – МФЦ – орган власти, предоставляющий услугу;
3) расширение практики качественного предоставления услуг МФЦ.
В заключении отметил, что в целом деятельность МФЦ следует признать эффективной, так как индикатором является достижение одной из целей административной реформы – повышение качества предоставления публичных услуг, устранение прямого контакта с чиновниками и, следовательно, снижение коррупционных рисков. Процедура получения публичных услуг стала гораздо проще, быстрее и комфортнее, что подтверждается социологическими опросами посетителей многофункциональных центров.
Востребованность МФЦ, безусловно, сохранится, но даже самая современная информационная система, посредством которой предоставляются электронные услуги, не способна нивелировать ценность человеческого фактора. Гражданин может так напутать при формировании запроса, что понять, что именно нужно заявителю, будет в состоянии только специалист, ориентирующийся в данном вопросе. К тому же сотрудники МФЦ, обязанные разговаривать с посетителями в корректной форме, задают высокий стандарт обслуживания и тем самым способствуют повышению удовлетворенности граждан от общения с государством».

ВЫСТУПИЛИ:
Решетников Лев Николаевич – исполняющий обязанности министра экономического развития Новосибирской области.
В своем докладе отметил, что на территории Новосибирской области действует 45 стационарных филиала ГАУ НСО «МФЦ» в 5 городских округах
(в том числе 11 филиалов в г. Новосибирске) и 30 муниципальных районах.
На территории Новосибирской области действует 53 территориально обособленных структурных подразделения МФЦ, 8 мобильных офисов МФЦ, обслуживающих
23 муниципальных района.
Общее количество окон для приема граждан – 757. Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ – 91,5%. Количество полученных услуг в 2018 году составило – 1478951 услуг, за первый квартал 2019 года – 364052 услуг.
Подчеркнул, что основная проблема заключается в высокой текучести основного персонала учреждения (в среднем за 2018 год – 24,6%, по ряду категорий – 35,0%). Причина проблемы заключается в низком уровне заработной платы при высокой нагрузке специалистов, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.
В 2018 году средний размер заработной платы основного персонала МФЦ составлял:
– 20,3 тыс. рублей – в городских округах Новосибирской области;
– 15,5 тыс. рублей – в близлежащих к г. Новосибирску муниципальных образованиях;
– 14,4 тыс. рублей – в отдаленных от г. Новосибирска муниципальных образованиях.
Заявил, что для решения проблемы в 2018 году проведена следующая работа:
1. разработан проект повышения заработной платы основному персоналу
в 2019 году в 2 этапа:
1) с 1 января 2019 года – на 15%;
2) с 1 июля 2019 года – на 11,2%;
2. проведен анализ и прогноз поступлений госпошлины во взаимодействии
с главными администраторами доходов – Управлением Росреестра и ГУ МВД России по Новосибирской области;
3. направлена заявка в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области о дополнительной потребности в бюджетных средствах
на повышение заработной платы в 2019 году.
С 1 января 2019 года заработная плата в МФЦ увеличена на 15% (на эти цели из областного бюджета выделено 42,7 млн. рублей).
Поступления в областной бюджет от уплаты госпошлины при предоставлении услуг в МФЦ в 2016 году составили 185,3 млн. рублей, в 2017 году – 261,3 млн. рублей, в 2018 году – 360,4 млн. рублей.
Рассказал, что на сегодняшний день средний размер заработной платы основного персонала МФЦ составляет:
– 22,2 тыс. рублей – в городских округах Новосибирской области;
– 17,2 тыс. рублей – в близлежащих к г. Новосибирску муниципальных образованиях;
– 15,7 тыс. рублей – в отдаленных от г. Новосибирска муниципальных образованиях.
Указал, что направлена заявка по дополнительной потребности в бюджетных средствах на сумму 29,0 млн. рублей. По данной заявке осуществляется взаимодействие с министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области.
На постоянной основе проводится анализ поступлений госпошлины во взаимодействии с Управлением Росреестра по Новосибирской области и ГУ МВД России по Новосибирской области.
Планируемый результат: сумма 29,0 млн. рублей позволит обеспечить средний размер заработной платы основного персонала МФЦ на уровне не ниже:
– 24,0 тыс. рублей – в городских округах Новосибирской области;
– 21,0 тыс. рублей – в близлежащих к г. Новосибирску муниципальных образованиях;
– 20,0 тыс. рублей – в отдаленных от г. Новосибирска муниципальных образованиях.

ВЫСТУПИЛИ:
Панфёров Андрей Борисович – исполняющий обязанности Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.
Обратился к исполняющему обязанности министра экономического развития Новосибирской области с предложением регулярного направления специалистов министерства в сельские территории для получения обратной связи.

РЕШИЛИ:
Информацию принять к сведению.

По седьмому вопросу:
СЛУШАЛИ:
Информация управления информационных проектов Новосибирской области о выполнении рекомендаций Совета по взаимодействию от 14 мая 2019 года.
ДОКЛАДЫВАЛ:
Нешумов Сергей Игоревич – заместитель руководителя администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области – руководитель департамента информационной политики.
Сообщил, что Правительство Новосибирской области является учредителем 31 районной газеты. Из них 19 – самостоятельные юридические лица, 12 – в статусе структурных подразделений Издательского дома «Советская Сибирь».
Общий среднеразовый тираж районных газет по данным за 2018 год составил 118 000 экземпляров и варьируется в зависимости от возможности распространения на территории района от 8 100 (Тогучин) до 1 800 (Северное), в среднем тираж районной газеты составляет 3 823 экземпляров.
По сравнению с отчетными данными за 2014 год, совокупный тираж 31 газеты упал на 30 000 экземпляров за пять лет, но этому есть объективное объяснение:
– до 2014 года некоторые газеты искусственно завышали свои тиражи, что подтвердила и Контрольно-счетная палата Новосибирской области в 2014 году, которая выявила, что у районной газеты, которую они выбрали для выездной проверки в рамках проверки исполнения ведомственной целевой программы (Трудовая жизнь, Куйбышевский район) заявленный тираж 8 000 не соответствует фактически отпечатанному (7 000), а распространенный тираж составлял порядка
4 200 экземпляров. Таким образом, эффективный совокупный тираж того периода согласно экспертным оценкам составлял две трети от отчетного;
– усиливается конкуренция газет с многочисленными средствами массовой коммуникации – сетевыми изданиями, сообществами в социальных сетях. Фактически районные газеты с 2014 года не теряют свой эффективный тираж
в отличие от федеральных и региональных печатных изданий.
На сегодня, районные газеты определяют свой тираж самостоятельно с учетом необходимости распространения не менее 90% отпечатанного тиража.
Общие годовые затраты на деятельность районных газет составили 198 млн. 406 тыс. 521 рубль, из них за счет государственного задания профинансировано
45 млн. 427 тыс. 350 рублей. В остальной части – это средства читателей, рекламодателей, информационных партнеров, включая и заинтересованные органы местного самоуправления.
По государственному заданию всем районным газетам оплачивается порядка 2,3 полосы формата A3 в каждый из 52 номеров. Цена государственного задания сформирована в соответствии с нормативными правовыми актами Минкомсвязи РФ и Правительства Новосибирской области и составляет на 2019 год 12 231 рубль за полосу формата A3 для всех районных газет, независимо от полосности, цветности, тиража и количества привлеченных газетой средств. При этом необходимо отметить следующую закономерность, чем газета эффективнее, тем меньший процент своих затрат она осуществляет за счет средств государственного задания. То есть в среднем за счет государственного задания оплачивается 22,9% расходов районной газеты. Для примера: «Тогучинская газета» оплачивает затраты из средств государственного задания 10,9% всех своих затрат, Каргатская газета «За изобилие» – за счет госзадания оплачивает 24,65% расходов, «Убинский вестник» – 30,6%. При этом в любом случае цена полосы по государственному заданию выше себестоимости полосы.
Данная система управления достаточна эффективна и соответствует рынку и тенденциям развития средств массовой информации, а также требованиям Бюджетного кодекса РФ. Если государство будет выкупать у районных газет больше печатной площади, они потеряют стимул наращивать аудиторию и привлекать рекламодателей. К тому же законодательство Российской Федерации не позволяет газетам размещать рекламные материалы объемом более 40% своей печатной площади.
Для сравнения можно привести опыт Новосибирского района, который издает свою газету, ежегодно затрачивая из бюджета более 7 млн. рублей на печатное издание.
Отметил, что на предыдущем заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области были озвучены проблемы контента районных газет и взаимодействия с органами местного самоуправления и предложено проанализировать контент газет, в том числе услышать мнение органов местного самоуправления.
Заявил о проведении контент-анализ газет, а также опросе глав районов
и председателей Советов. Результаты в разных районах существенно различаются, при этом оценка органов местного самоуправления не всегда совпадает с оценкой Управления информационных проектов Новосибирской области по качеству контента газет.
Есть газеты, которые, достаточно много уделяют внимание работе органов местного самоуправления, например, Тогучин, Сузун, Убинское, а есть газеты, которые не уделяют должного внимания деятельности органов местного самоуправления – Каргат, Колывань, Чулым.
Также анализ показал, что многие газеты «закрывают» государственное задание исключительно не переработанными пресс-релизами пресс-служб Правительства Новосибирской области и Законодательного Собрания Новосибирской области, несмотря на установки учредителя и прямое требование Методических рекомендаций по оценке выполнения государственными учреждениями Новосибирской области в сфере средств массовой информации, подведомственными управлению информационных проектов Новосибирской области, государственных заданий, утвержденных приказом Управления информационных проектов Новосибирской области от 27 марта 2018 года № 293.
При этом есть и весьма интересные примеры обработки пресс-релизов (их привязки к местному контенту), вплоть до интервью с представителем органа местного самоуправления по заданной теме и включения в материал данных
с пресс- релиза.
В некоторых газетах действительно журналисты практически не выезжают
в села – как в Каргатской газете «За изобилие», но, в Усть-Таркской газете «Знамя труда» – в каждом номере есть выездные материалы из разных сел.
Оценка органов местного самоуправления районных газет в зависимости от района также различается, то есть существуют газеты, в которых отсутствуют какие- то материалы про органы местного самоуправления, но они газетой довольны,
и наоборот.
Кроме того, на прошлом заседании поднимался вопрос о предварительном согласовании верстки газет с главами муниципальных районов. Здесь надо четко сказать – цензура в Российской Федерации запрещена ст.29 Конституции РФ.
Подчеркнул, что в целях улучшения контента районных газет приняты следующие решения:
– с июня 2019 года районные газеты будут безвозмездно предоставлять печатные площади объемом до полосы в месяц органам местного самоуправления для размещения социально-значимой информации. Выразил надежду, что эти меры не приведут к снижению финансовой поддержки газет со стороны районных администраций;
– поставлена задача главным редакторам обеспечить переработку пресс-релизов и их привязку к районной тематике и районным событиям, брать в работу только актуальные для района пресс-релизы;
– будет обеспечено регулярное проведение контент-анализа районных газет по выше обозначенным вопросам и опросов органов местного самоуправления.
Предлагаем в таком режиме проработать этот год, чтобы понять насколько эти меры будут достаточны и эффективны.
Если у районных администраций и представительных органов будет желание, в следующем году мы готовы рассматривать вопрос о передаче районных газет заинтересованным органам местного самоуправления.
Действующее законодательство не предусматривает соучредительство газет
со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, поэтому вопрос надо ставить о передаче газеты полностью.
Нам для освещения социально-экономического развития Новосибирской области не важен механизм финансирования – государственное задание или контракты.

РЕШИЛИ:
1. Информацию принять к сведению.
2. Вернуться к рассмотрению вопроса до конца 2019 года.

По восьмому вопросу:
СЛУШАЛИ:
О проведении очередного заседания Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
ДОКЛАДЫВАЛ:
Рукас Александр Николаевич – Председатель Совета депутатов Искитимского района, координатор Совета.

РЕШИЛИ:
Провести очередное заседание Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области 25 октября 2019 года.

По девятому вопросу:
СЛУШАЛИ:
Об итогах конкурса на лучшую организацию взаимодействия представительных органов муниципальных районов Новосибирской области с контрольно-счетными органами муниципальных районов Новосибирской области в 2018 году.
ДОКЛАДЫВАЛ:
Карпов Владимир Яковлевич – заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель конкурсной комиссии.
Подвел итоги конкурса, озвучил результаты.
Победителем конкурса признан Кочковский район (69,25 баллов из 80). Второе место – Венгеровский район (69,00 баллов из 80). Третье место – Черепановский район (66,50 баллов из 80).
Остальные места распределить следующим образом:
4 место – Ордынский район (66,25 баллов);
5 место – Тогучинский район (66 баллов);
6 место – Искитимский район (65,25 баллов);
7 место – Карасукский район (62,25 баллов);
8 место – Краснозёрский район (47,25 баллов);
8 место – Новосибирский район (47,25 баллов);
9 место – Куйбышевский район (39,25 баллов);
10 место – Чановский район (36,0 баллов);
11 место – Барабинский район (34,5 баллов);
12 место – Здвинский район (29,75 баллов);
13 место – Кыштовский район (18,00 баллов).
(Победителям конкурса были вручены дипломы Законодательного Собрания Новосибирской области (I, II, III степеней) и оргтехника, остальным участникам – Благодарственные письма Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области).

 

Председатель Совета

 

А.И. Шимкив