Совет по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области Протокол № 14

14 мая 2019 года

начало в 14.00

г. Новосибирск, ул. Кирова, 3,
большой зал заседаний

 

Председательствующий: Шимкив Андрей Иванович – Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области – председатель Совета.

Всего – 39 членов Совета.

Присутствовало – 34 члена Совета.

Отсутствовали: Асанцев Д.В., Мартынов Ю.А., Осипенко В.З., Сулейманов Р.И., Яковенко Е.С.

Повестка дня и список приглашенных прилагаются.

 

По первому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О повестке дня и порядке проведения заседания.

Докладывал:

Шимкив Андрей Иванович – Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

РЕШИЛИ:

Повестку дня и порядок проведения заседания утвердить.

По второму вопросу:

СЛУШАЛИ:

О проблемах организации похоронного дела и погребения на территории сельских поселений.

ДОКЛАДЫВАЛА:

Сорокина Наталья Владимировна – председатель Совета депутатов Купинского района.

Рассказала о правовых основах организации похоронного дела и погребения на территории сельских поселений Новосибирской области, указала проблемы, с которыми сталкиваются жители Купинского района.

На территории Российской Федерации организация похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности, регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Однако действующий закон устарел, несмотря на то что в него внесены 42 поправки. Организация похоронного дела в соответствии с указанным законом осуществляется органами местного самоуправления поселений. Эта же норма закреплена
в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

С 2005 года закон вывел деятельность по оказанию ритуальных услуг из разряда лицензионных и погребение усопших превратилось в прибыльный бизнес.

Год от года проблем в реализации этих полномочий становится только больше. Даже в тех районах, где нет видимых проблем с похоронным делом, где такие услуги оказывают частные предприниматели или даже на конкурентной основе, закон не освобождает при этом поселения от создания своих специализированных служб. И об этом осенью прошлого года прокуратура напомнила всем муниципальным образованиям. Отдельные главы поселений были привлечены к административной ответственности за неисполнение закона и на них был наложен штраф.

На территории Купинского района в сельских поселениях такие службы отсутствуют. В январе 2019 года по иску прокурора суд обязал администрацию города Купино создать специализированную службу. Во исполнение решения суда и ввиду отсутствия денежных средств в бюджете администрация города передала полномочия по оказанию ритуальных услуг существующей организации «Горзеленхоз». До настоящего времени услуги по погребению в городе Купино предоставлял единственный частный предприниматель, который наотрез отказывался выезжать в сельские поселения. В поселениях погребение умерших осуществляют родственники. Транспорт для доставки умершего на кладбище выделяют сельскохозяйственные предприятия, где они есть, в остальных случаях главы поселений обращаются к собственникам транспортных средств, услуги которых проплачивают родственники. Сложнее обстоят дела с погребением лиц, не имеющих родственников.

Статья 9 Федерального закона № 8-ФЗ определяет гарантированный перечень услуг на безвозмездной основе, который оказывается специализированной службой родственникам или иному лицу, взявшему на себя обязанности по погребению умершего.

Всего четыре пункта:

1. Оформление документов, необходимых для погребения.

2. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения.

3. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище.

4. Погребение.

По закону стоимость услуг, предоставляемых по гарантированному перечню, определяется органами местного самоуправления по согласованию с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и органами государственной власти субъекта.

По факту департамент по тарифам Новосибирской области производит расчет размера гарантированных услуг на 1 февраля каждого года, доводит до сельских поселений вместе с калькуляцией стоимости перечисленных видов услуг. Те в свою очередь своим постановлением утверждают готовые цифры по гарантированному перечню и один экземпляр нормативного акта передают в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Как определяется стоимость гарантированных услуг? По первому пункту (оформление документов) сумма устанавливается в 179 рублей. Справку, подтверждающую факт смерти и необходимую для погребения, выдают два учреждения: больница и бюро судебно-медицинских экспертиз, органы ЗАГС регистрируют на основании справок факт смерти. И все это делается бесплатно.
А по калькуляции это стоимость принятия заявки на оказание ритуальных услуг и на необходимые ритуальные принадлежности. Но без предварительной оплаты ритуальных принадлежностей и услуг их никто оказывать не будет.

Не всегда получается в срок до 1 февраля передать постановление об утверждении стоимости перечня гарантированных услуг в соответствующие организации, производящие выплаты на погребение – то затянули согласование с департаментом, то не подписали постановление, то забыли передать. Люди обращаются в соответствующие органы за получением денежных средств, а их не могут выплатить из-за отсутствия нормативного акта органов местного самоуправления. Выплаты производятся по действующим тарифам, а затем при поступлении новых тарифов производится перерасчет и дополнительные выплаты. В этой ситуации неудобно всем: если бы эти полномочия были на уровне районных муниципальных образований, – это бы в разы ускорило процедуру, так как необходимо было издать только одно постановление.

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Однако такой документ не принят в муниципальных образованиях. Да и сложно определить качество услуг на 7135 рублей 76 копеек (и немного больше – 7433 рублей 7 копеек на безродных). Рыночный ценник на аналогичные услуги в разы больше. Гарантированный перечень услуг – это только малая часть всех процедур, связанных с погребением.

Создание специализированной службы на территории отдельно взятого сельского поселения не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств и экономической нецелесообразности. Количество населения, проживающего в деревнях, небольшое. Фактов смерти регистрируется за год от пяти до десяти случаев. Конечно, можно в соответствии с 131-ФЗ (ч.4 ст.15) поселениям заключить соглашения с органами местного самоуправления района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов организации ритуальных услуг. Но для этого необходимо передать и денежные средства, которых как раз и нет у поселений. К тому же указанные соглашения заключаются на определенный срок, как правило, на один год, так как объем межбюджетных трансфертов, необходимых на выполнение переданных полномочий, определяется ежегодно. Так или иначе власти района должны будут создавать специализированную службу по оказанию ритуальных услуг.

Для единообразного и точного исполнения закона на всей территории области необходимо внести изменения в ст. 3 областного закона № 484-ОЗ от 24 ноября
2014 года «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», закрепив полномочия по оказанию ритуальных услуг за муниципальным районом. Полномочия по содержанию кладбища оставить за сельскими и городскими поселениями. Аналогичные предложения есть и у депутатов Барабинского и Черепановского районов.

 

СОДОКЛАД:

Ноздрюхин Михаил Николаевич – заместитель начальника департамента по правовым вопросам аппарата Законодательного Собрания Новосибирской области.

В своем содокладе дал правовую оценку организации похоронного дела и погребения на территории сельских поселений Новосибирской области.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Таким образом, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения является вопросом местного значения городских поселений в силу Федерального закона, тогда как закрепление этого вопроса за сельскими поселениями относится к региональным полномочиям.

В связи с этим Законом Новосибирской области № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» указанный вопрос местного значения закреплен за сельскими поселениями Новосибирской области.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

ВЫСТУПИЛИ:

Зерняева Елена Александровна – старший помощник прокурора Новосибирской области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами Новосибирской области, органами местного самоуправления.

Проинформировала, что в прокуратуру Новосибирской области в январе текущего года по аналогичному вопросу обратилась Палата сельских поселений Новосибирской области. Прокуратура Новосибирской области дала ответ, что разделение полномочий возможно: содержание кладбищ можно оставить за сельскими поселениями, а создание специализированной похоронной службы передать на районный уровень.

Отметила, что прокуратура Новосибирской области готова выйти с такой законодательной инициативой в случае поддержки муниципального сообщества.

Некрасова Лилия Владимировна – Глава Сузунского района.

Поддержала проект решения Совета. Отметила, что президиум Совета муниципальных образований Новосибирской области и Палата сельских поселений Новосибирской области рассматривали данный вопрос. Для каждой территории сейчас прорабатывается оптимальный вариант: либо создание новых учреждений, либо наделение полномочиями некие действующие учреждения.

Предложила на заседание комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда
и занятости населения, на котором будет рассматриваться данный вопрос, пригласить представителей от Совета муниципальных образований Новосибирской области, Палаты сельских поселений, министерства промышленности, торговли
и развития предпринимательства Новосибирской области, министерства региональной политики Новосибирской области, прокуратуры Новосибирской области для принятия совместного решения по данному вопросу. 

Отметила, что для глобального решения проблемы, можно выйти
с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон
от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», исключив
в двух статьях обязанности органов местного самоуправления создавать специализированные службы.

 РЕШИЛИ:

Рекомендовать комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения совместно с представителями Совета муниципальных образований Новосибирской области, Палаты сельских поселений Новосибирской области, министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, министерства региональной политики Новосибирской области, прокуратуры Новосибирской области изучить целесообразность внесения изменений в статью 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года
№ 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления
в Новосибирской области» по передаче полномочий по оказанию ритуальных услуг муниципальным районам.

 

По третьему вопросу:

СЛУШАЛИ:

О целесообразности внесения изменений в Федеральный закон
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части ограничения розничной продажи пива и других слабоалкогольных напитков в помещениях, расположенных
в
многоквартирных жилых домах, в период времени с 22-00 до 9-00 часов).

ДОКЛАДЫВАЛ:

Нетёсов Сергей Викторович – председатель Совета депутатов р.п. Кольцово.

Обратился к участникам заседания Совета по взаимодействию от лица всех депутатов Совета депутатов рабочего поселка Кольцово и сотен жителей наукограда. Выразил уверенность, что проблема волнует    мирную жизнь тысяч жителей как Новосибирска, так и других городов и регионов России.

На первых этажах жилых домов наукограда Кольцово существует более десятка точек продажи пива. Причем у половины из них имеется формальный статус кафе из-за наличия одного-двух столиков, поэтому пиво распивают непосредственно
в магазинах. Но поскольку места в них не хватает, а курить там нельзя, масса активных потребителей пива выходит на улицу, выпивает, курит и громко выражается. Все это продолжается до полуночи, поскольку формальными законами время не ограничено. Более того, к таким точкам по продаже пива съезжаются
на машинах и мотоциклах жители окрестных сел Барышево, Орловка, Крахаль.

Пивные магазины работают формально как кафе до двух часов ночи
и продают пиво в стаканах, но реально пьют его на улице около дома, на спортивной и детской площадках. Пьющие лица превращают места культурного отдыха
в криминогенные зоны и туалеты, ломая деревья, кустарники, аттракционы для детей, двери в подъездах окрестных домов, стоящие рядом машины жильцов. Кроме того, этот регулярно пьющий пиво контингент шумит, хулиганит, пристаёт
к проходящим людям, чем доставляет массу неудобств жителям домов, в которых эти точки расположены. Таких эпизодов, снятых с помощью охранных телекамер, записано несколько десятков.

Вечерне-ночная продажа пива, да еще и подросткам, прямо в жилом доме – это неправильная, порочная практика. Она приводит к лишению ими самоконтроля, стимулирует хулиганство и приносит значительный ущерб гражданам, коммунальному хозяйству и управляющим компаниям Кольцово.

Озвучил предложения:

1. Запретить работу точек продажи пива и других алкогольных напитков, расположенных в жилых домах после 22-00.

2. Запретить в точках продажи пива распитие пива и других напитков, разрешив это только в точках, имеющих реальный статус кафе или баров,
и расположенных вне жилых домов.

3. Ввести эти правила на всей территории городов Новосибирской области.

Предложил рассмотреть предложения и по возможности претворить
их в жизнь в виде законов или постановлений, имеющих юридическую силу
и содержащих меры финансовой и административной ответственности.

СОДОКЛАД:

Останин Максим Константинович – заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Рассказал о работе организаций и предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

В настоящее время на территории Новосибирской области действует
850 лицензий на продажу алкогольной продукции, из них 432 лицензии выданы
на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в 655 предприятиях общепита.

Больше половины предприятий общественного питания на территории города Новосибирска, имеющих лицензии, расположены на первых этажах или
в цокольных помещениях жилых домов.

Из общего числа предприятий общественного питания, осуществляющих деятельность на основании лицензии, 90% составляют рестораны, бары и кафе, которые наряду с лицензируемой алкогольной продукцией осуществляют продажу пива и пивных напитков, на которые не нужна лицензия.

Организации или предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, зарегистрированы в системе ЕГАИС. По состоянию
на 1 марта 2019 года в ЕГАИС таких организаций и предпринимателей зарегистрировано 3695 организаций. Оценочно, по мнению экспертов, порядка
15-20% организаций и предпринимателей сегодня осуществляют торговлю
в незаконном формате, не регистрируя свою деятельность в системе ЕГАИС.

Введение запрета на розничную продажу пива в помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, в период с 22-00 до 9-00 часов приведет
к ситуации, что в ресторане или кафе после указанного времени можно будет заказывать только крепкие напитки.

Таким образом, запретительные меры в предлагаемом контексте коснутся не только пивных «магазинов-закусочных», но и добросовестных хозяйствующих субъектов, которые на самом деле предоставляют услуги общественного питания, имеют зал для обслуживания посетителей, кухню.

Основную проблему составляют торговые объекты, осуществляющие реализацию разливного пива и не имеющие лицензий. Две трети данных объектов расположены в жилых домах либо в нестационарных помещениях на придомовой территории. По факту они являются объектами розничной торговли, но, поставив один-два столика для посетителей, микроволновую печь для разогрева полуфабрикатов, называют себя «магазин-закусочная» и продолжают реализацию пива в ночное время как предприятие общественного питания.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки). На практике продавцы не закрывают тару (упаковку), а просто продают бутылку с пивом, а покупатель сам закрывает ее и выходит из помещения.

Анализ жалоб и обращений граждан, поступающих в министерство, показывает, что, работая в ночное время, данные объекты доставляют неудобство жителям, проживающим в этих домах, шумным поведением посетителей.

В 2018 году только в министерство поступило 41 обращение граждан
о фактах продажи пива в неустановленное время на вынос.

Проверку указанных фактов подтвердить возможно только в результате проведения внеплановой выездной проверки, которая согласовывается с органами прокуратуры, по основаниям, закрепленным в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В 2018 году министерство 18 раз обращалось в прокуратуру Новосибирской области с заявлениями о согласовании внеплановых выездных проверок. Было согласовано только 6 проверок.

Органы прокуратуры отказывают в проведении проверок, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ, а именно – причинения или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

На сегодняшний день достаточно ограничительных мер, установленных законодательством, но не хватает механизмов реализации на практике контрольно-надзорных функций органов исполнительной власти.

Решением данной проблемы может послужить следующие законодательные нормы:

– введение лицензирования пива, пивных напитков и другой продукции (даже без уплаты государственной пошлины);

– утверждение более конкретного понятия «Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания» (например - розничная продажа алкогольной продукции на разлив, порционно, для употребления на месте продажи);

– введение более четких требований к предприятиям общественного питания.

Кроме того, необходимо введение более конкретного механизма реализации контрольных полномочий, для этого необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ с расширением оснований для проведения внеплановой выездной проверки органами регионального государственного контроля либо добавление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в п.3 или п.3.1 Федерального закона № 294-ФЗ, для исключения
из перечня видов контроля, на которые распространяются требования указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок.

 ВЫСТУПИЛИ:

Смышляев Евгений Валерьевич – заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.

Подчеркнул наличие данной проблемы в городе Новосибирске. Поинтересовался, возможно ли решить данную проблему на уровне областного законодательства или только на уровне федерального законодательства.

Останин Максим Константинович – заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Пояснил, что решить проблему можно только на уровне федерального законодательства.

Морозов Александр Владимирович – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Призвал уделять внимание контролю качества реализуемой алкогольной продукции. В ряде учреждений под видом пива продаются суррогатные напитки, произведенные в гаражах и в цехах заброшенных заводов. Отметил возрастающий масштаб производства контрафактной алкогольной продукции.

Шимкив Андрей Иванович– Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

Заявил о проблеме неуплаты акцизов с алкогольной продукции. Рекомендовал министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области создать рабочую группу по вопросу качества алкогольной продукции и уплаты акцизов.

Ильенко Валерий Павлович – заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.

Отметил, что на территории Новосибирской области действует огромное количество точек по продаже пива. Выразил уверенность в существовании вариантов решения озвученных проблем на уровне субъекта Российской Федерации, реализация которых поможет навести порядок на этом рынке продукции.

Шалюхина Маргарита Николаевна – руководитель межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
по Сибирскому федеральному округу.

Отметила, что в ближайшие два года лицензирование пива и пивных напитков не предполагается. Рассказала о планах создания реестра производителей
и оптовиков, занимающихся оборотом пива и пивной продукции для налаживания учета.

Рассказала, что в 2018 году было произведено около 80 млн. литров фальсифицированных пивных напитков, что создает не только убытки для бюджета, но и колоссальный риск угрозы причинения вреда здоровью людей. Нужна помощь органов власти субъекта и правоохранительных органов для наведения порядка. Обозначила, что на Сибирский федеральный округ работает около ста человек, которые выявляют фальсифицированную продукцию в розничной продаже.

Отметила, что без внесения изменений в федеральное законодательство, устанавливать ограничение по времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не представляется возможным. Для решения этого вопроса необходимо выходить с законодательной инициативой.

Шимкив Андрей Иванович– Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

Обратил внимание, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка готова и может контролировать производство продукции, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области готово и может контролировать розничную продажу. Подчеркнул, что при наличии должной коммуникации между органами государственной власти большинство вопросов решаемы.

 РЕШИЛИ:

         1. Рекомендовать Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части ограничения розничной продажи пива и других слабоалкогольных напитков в помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, в период времени с 22-00 до 9-00 часов).

         2. Рекомендовать министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области создать рабочую группу по вопросу качества реализуемой алкогольной продукции и уплаты акцизов.

 

По четвертому вопросу:

СЛУШАЛИ:

Актуальные вопросы взаимодействия органов прокуратуры
и представительных органов местного самоуправления.

ДокладывалА:

Зерняева Елена Александровна – старший помощник прокурора Новосибирской области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами Новосибирской области, органами местного самоуправления.

Отметила, что последние несколько лет прокуратура Новосибирской области столкнулась со случаями, когда в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, состоялись обвинительные приговоры, которые вступили в законную силу, однако сельские Советы не прекращали их полномочия досрочно, даже после внесения представления прокурора. В таких случаях прокуроры вынуждены обращаться в суд о признании бездействия представительного органа незаконным. 

Обратила внимание на изменившееся федеральное и областное законодательство по вопросам представления сведений о доходах. Так, с 2018 года указанные сведения направляются Губернатору Новосибирской области в порядке, установленном законом Новосибирской области. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений информация по всем таким фактам направляется в областную прокуратуру и представление вносится прокурором Новосибирской области Губернатору Новосибирской области, который в свою очередь назначает проверку полноты и достоверности представленных сведений
в отношении депутатов и глав. По результатам такой проверки принимается решение, обращаться ли в представительный орган с вопросом о досрочном прекращении полномочий. По итогам 2018 года в Новосибирской области 12 глав
и 7 депутатов представили неполные или недостоверные сведения. Представление внесено Губернатору Новосибирской области, проверка проводится, результаты будут в ближайшее время.

Уточнила, что муниципальные правовые акты, устанавливающие порядки проведения проверки полноты и достоверности сведений, необходимо скорректировать, а не отменять, поскольку они должны распространяться
на проверку соблюдения иных ограничений и запретов. Например, конфликт интересов или невозможность иметь счета в иностранных банках.  

 

РЕШИЛИ:

Информацию принять к сведению.

 

По пятому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О работе СМИ в районах Новосибирской области.

ДокладывалА:

Зубарева Наталья Александровна – председатель Совета депутатов Каргатского района.

Осветила проблемы, с которыми к ней обращались избиратели. Отметила, что главная цель доклада не критиковать, а предложить пути решения, которые бы всех удовлетворили.

Средства массовой информации призваны объективно отражать и освещать происходящие события. Считается, что средства массовой информации создают
и транслируют образы, влияющие на отношения и поведение людей. Однако многое зависит от отношения к действующей власти главного редактора газеты.

Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Редакция газеты За изобилие» Каргатского района – самостоятельное юридическое лицо
и не входит в холдинг «Советская Сибирь». Тираж газеты в 2018 году – 3200 экземпляров при численности населения района более 16 тыс. человек.

Районные газеты не находятся на содержании Правительства Новосибирской области, и наша газета коммерчески существует за счёт:

– государственных контрактов с Правительством и Законодательным Собранием;

– муниципальных контрактов с администрацией района, Советом депутатов Каргатского района и администрацией города Каргата;

– другими видами коммерческой деятельности (подписка, реклама, розница, объявления и т.д.).

В 2018 году за счёт предпринимательской деятельности (за исключением государственных контрактов) газета заработала 5,5 млн. рублей. Вывод: газета имеет хороший потенциал жизнедеятельности.

Теперь о проблемах:

1. Ежегодно с Главой района проводятся выезды со специалистами разных структурных подразделений администрации района в сельсоветы. Это «Дни района». На встречах с ветеранским активом, которые составляют подавляющее большинство подписчиков, часто задают вопросы:

– почему в газете не освещается деятельность органов местного самоуправления – Советов депутатов, как районного, так и сельских;

– почему не бывает сводок о посевной кампании в районе и не освещается «уборочная кампания», как это было раньше. Краткие заметки не удовлетворяют;

– почему корреспонденты газеты не выезжают в село и не пишут
о сельской жизни, о буднях села и проживающих там людях?

Газета в отдалённых сёлах для людей преклонного возраста является единственным источником информации о событиях в районе. Трансляция местного телевещания не охватывает всю территорию района. Сельские жители хотят знать всё, чем живёт район, им интересно знать – где ещё живы хозяйства и как у них проходят сезонные работы, как работает депутатский корпус, какие вопросы решают депутаты на местах?

Сейчас администрация района на контрактную основу для газеты в бюджете закладывает 350,7 тыс. руб. Эти деньги идут только на публикацию официальных документов и поздравлений. На «Вестник Каргатского района», в котором публикуются НПА, ещё 200 тыс. руб. На публикации в областных изданиях ещё
90 тыс. руб. Фактически – полмиллиона выделяется из районного бюджета. Чтобы осветить «Дни района» в газете, надо дополнительно ещё на каждую публикацию
в пределах 40-50 тыс. руб. У нас 10 сельсоветов – не трудно посчитать во что это выливается. Возникает вопрос: не перенять ли опыт некоторых районов области
и создать на эти деньги альтернативную газету? 

2. Настоятель «Прихода храма во имя святого пророка Илии города Каргата Каинской Епархии Русской Православной Церкви» иерей Максим Карташов обращается с просьбой помочь ему в диалоге с газетой. Храм у нас большой, а вот прихожан, увы, мало. Церковь свои затраты сама не окупает и существует за счёт спонсорских средств. Отец Максим попросил редакцию газеты
о благотворительности – напечатать в газете расписание Богослужений перед Великим праздником православных – Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение. А ещё раньше – о празднике Рождества Христова. Ему было отказано. Проблема в том, что не все люди преклонного возраста пользуются компьютером, чтобы на сайте узнать нужную информацию.

3. Через рубрику «Вопрос депутату» на местном телевещании жители города обратились с вопросом: «Почему в газете не информируют население
об отключении света?».

Ситуация действительно имела место и не раз. Руководитель РЭС «Чулымские электросети» жалуется на газету, что надо было дать информацию об экстренном отключении света на довольно обширной территории Каргата, на которой находятся несколько организаций, в том числе многоквартирные дома, учреждения образования и детские организации. А ему отказывают. Пока решался вопрос
с администрацией города об оплате, газета вышла без информации.

4. Общественные организации, существующие на территории района, не могут о своей деятельности дать информацию. Особенно, если они не юрлица и не имеют финансирования из местного бюджета. Сами корреспонденты не в состоянии присутствовать на всех мероприятиях, куда их приглашают. Они делают выбор самостоятельно и это их право. А многие интересные мероприятия, проводимые общественными организациями, остаются неозвученными и неизвестными для населения.

5. Мероприятия, проводимые Советом депутатов, не обладающим достаточным финансированием на публикацию о своей деятельности, помимо основной формы работы, остаются за бортом внимания избирателей, ведь пять публикаций о созыве сессий в сокращённом варианте стоили 21531,25 рублей.

Обратилась со следующими рекомендациями Правительству Новосибирской области:

1. В Ведомственную целевую программу Новосибирской области «Информирование населения о социально-экономическом развитии Новосибирской области на 2016-2021 годы» внести изменения по оказанию услуг районными газетами – отвести хотя бы 0,2 или 0,3 полосы для информирования о деятельности органов местного самоуправления, общественных организаций всех форм собственности. Как предложение – из разбивок госзаданий в номер – информирование о реализации государственных программ Новосибирской области на территории муниципального образования, где отводится 1 полоса, взять 0,2-0,3 полосы. Согласитесь, что данная программа должна освещать не только социально-экономическое развитие области в целом, но и освещать деятельность отдельно взятого района, чтобы показать жителям развитие конкретной сельской территории. Показать работу депутата на округе, в селе, в районном центре, а через работу депутата и деятельность всего Совета.

2. Можно рекомендовать и другой вариант: ввести в состав учредителей исполнительную власть районов и тогда, являясь соучредителем, финансировать свою газету органы местного самоуправления будут на законных основаниях. Политика районных властей не идёт же вразрез с политикой области, поэтому газета обязана освещать деятельность района в рамках социально-экономического развития.

3. Рекомендовать местным СМИ – районным газетам – как всем предпринимателям, осуществлять, хотя бы иногда, жест доброй воли, то есть благотворительность в публикации информационного материала тех, кто
не способен провести оплату.

 СОДОКЛАД:

         Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Рассказала о принципах формирования государственного задания районным газетам. При постановке задачи по информированию о реализации государственной политики на территории района государственное задание формируется путем направления приоритетных тем. Государственное задание формируется в объеме
2,3 полосы.

Примерная разбивка государственного задания в номер:

– 0,5 полосы – информирование о деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области;

– 0,5 полосы – информирование о деятельности Законодательного Собрания Новосибирской области и депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области;

– 1 полоса – информирование о реализации государственных программ Новосибирской области па территории муниципального образования;

– 0,3 полосы – совместные сообщения Губернатора Новосибирской области
и Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.

Если в районные газеты направляется приоритетный пресс-релиз, то он служит информацией для районной газеты, чтобы на его основе сделать полноценный материал именно с районной фактурой.

Пояснила, почему объем не превышает 2,3 полосы. В случае перегрузки газеты информацией о деятельности органов власти, она будет стремительно терять читателя. При этом тенденция на рынке СМИ такова, что районные газеты теряют читателя естественным образом. Остальное наполнение газеты – творчество журналистов, творчество редакции. Понимая, что читатели хотят видеть информацию о местной жизни, местную жизнь редакции и должны показывать
на остальных полосах.

Сегодня районные газеты являются актуальным и эффективным источником информации для районов. По словам Светланы Евгеньевны, районные газеты обладают достаточным финансированием, что позволяет реализовывать информационную политику в дружбе с органами местного самоуправления.

Раз в квартал управление информационных проектов Новосибирской области проводит совещание с участием редакторов районных газет, где одной из тем традиционно звучит взаимоотношение с органами местного самоуправления. Одна из задач главных редакторов – конструктивный диалог с органами местного самоуправления.

Отметила, что увеличение финансирования на печатные издания нецелесообразно в связи с тенденцией ухода из печати в интернет. Социологические исследования последних пяти лет показывают на сельских территориях устойчивый рост интернет-аудитории – социальных сетей и интернет-изданий. Совет главных редакторов районных газет активно обсуждает решения по развитию работы
в интернете.

Выразила готовность разбираться индивидуально в каждом конкретном случае.

 ВЫСТУПИЛИ:

Терепа Александр Григорьевич – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.

Задал вопрос, каков механизм выстраивания отношений регулирования
и контроля в рамках государственного задания и учитывает ли государственное задание интерес муниципальных образований в части освещения их деятельности.

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Пояснила, что если районная газета освещает, например, посевную,
то освещает её именно в своем районе. Что касается механизма регулирования
и контроля, то он существует – работа по муниципальным контрактам.

Ильенко Валерий Павлович – заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области.

Спросил, ведется ли мониторинг эффективности взаимодействия районных газет и органов местного самоуправления и может ли Светлана Евгеньевна дать оценку районным газетам, кто эффективно взаимодействует с органами местного самоуправления, а кто нет.

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Отметила, что существовали проблемы в Баганском районе, которые с Главой района были совместно решены, в Карасукском районе также совместно с Главой района были решены проблемы, результатом которых стало кадровое решение.
С Главой Убинского района были отработаны существующие вопросы по работе районной газеты. Однако с Каргатским районом никогда вопросов не возникало.

Тырина Елена Николаевна – заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике.

Задала вопрос, предусмотрено ли обучение корреспондентов. Предположила, что вопрос может быть не в деньгах, а в квалификации. Рассказала, что в районной газете Тогучинского района не возникает озвученных проблем,
в газете регулярно печатается информация о работе органов местного самоуправления, о работе депутатов, благодарности, острые вопросы, материалы
о судьбах простых людей.

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

 Заявила, что обучение заложено в ведомственной целевой программе Новосибирской области «Информирование населения о социально-экономическом развитии Новосибирской области на 2016-2021 годы». Обучаются как главные редакторы, так и творческий персонал. Что касается кадровых назначений, все они проводятся с учетом и при взаимодействии с органами местного самоуправления.

Трифонова Алла Васильевна – председатель Совета депутатов Ордынского района.

Поинтересовалась, на чьи сведения опирается управление информационных проектов Новосибирской области при проведении мониторинга эффективности взаимодействия районных газет с органами местного самоуправления: опрашиваются ли Главы районов или Советы депутатов.

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Уточнила, что главным ориентиром служат поступающие из районов сигналы. Ни одна проблемная ситуация, поступившая в управление информационных проектов Новосибирской области, не осталась без внимания.

Трифонова Алла Васильевна – председатель Совета депутатов Ордынского района.

Спросила, отслеживаются ли публикации в районных газетах в рамках государственного задания на соответствие требованиям государственного задания.

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Пояснила, что существует методика оценки государственного задания. Оценка осуществляется ежемесячно путем просмотра материалов в вышедших газетах.
По государственному заданию оценивается 2,3 полосы.

Трифонова Алла Васильевна – председатель Совета депутатов Ордынского района.

Отметила, что при публикации материалов о работе Правительства Новосибирской области или Законодательного Собрания Новосибирской области
в районной газете практически не бывает привязки к местному материалу, хотя зачастую органы местного самоуправления также имеют позицию по публикуемому вопросу.     

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Заявила, что управление информационных проектов Новосибирской области будет отслеживать данную ситуацию.

Гофман Александр Павлович – Глава Карасукского района Новосибирской области

Рассказал о решении кадрового вопроса по районной газете в Карасукском районе. Отметил, что проблема поднималась Главой Карасукского района
и председателем Совета депутатов Карасукского района, однако далеко не сразу была услышана. В связи в этим предложил включить в оценочную комиссию представителей муниципальных образований.

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Заявила, что не имеет возражений.

Шимкив Андрей Иванович– Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

Отметил, что не нужно ждать поступления сигнала, возникновения конфликтной ситуации, необходимо, работая с Главами районов и председателями районных Советов, решать все вопросы в рабочем порядке, не доводя
их до конфликтных ситуаций.

Морозов Александр Владимирович – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Заявил, что механизма участия местной власти в редакционной политике
и плановой работе на сегодняшний день нет. В это же время главная задача районных газет – донести до читателей информацию о работе власти Новосибирской области всех уровней: и областного, и местного. При условии, что районные газеты во многом существуют на средства областного бюджета, есть все основания для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и наладить взаимодействие районных газет с органами местного самоуправления.

Флек Валерий Александрович – Глава Каргатского района.

Обратил внимание, что на сегодняшний день не существует конфликта между органами местного самоуправления Каргатского района и местной районной газетой. Речь исключительно о содержательном наполнении газеты. Сегодня первая и вторая страницы районной газеты – это освещение деятельности Правительства Новосибирской области и Законодательного Собрания Новосибирской области, далее – программа передач, объявления, поздравления и на последней странице анекдоты с кроссвордами. За деньги можно разместить в районной газете информацию о работе органов местного самоуправления, но есть дотационные районы, которые не имеют такой возможности. Необходимо найти совместное решение, каким образом можно было бы информировать население через районную газету о работе органов местного самоуправления как районов, так
и поселений.

Шимкив Андрей Иванович – Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

Подчеркнул, что из выступлений видна проблема коммуникации: управляя
на уровне области, необходимо видеть и слышать то, что происходит на местах.

Терепа Александр Григорьевич – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.

Призвал участников заседания подумать над новыми понятными механизмами решения озвученных проблем. При этом подчеркнул важность индивидуального подхода: в ряде районов можно с гордостью писать о сельском хозяйстве, в других же районах над этой отраслью ещё необходимо поработать. 

Матвиенко Светлана Евгеньевна – начальник управления информационных проектов Новосибирской области.

Заявила, что будет изменена методика оценки выполнения государственного задания. В материалах районных газет обязательно будет привязка к районам
и к деятельности на территории районов.

Знатков Владимир Михайлович – первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области.

Заявил о несоответствии проекта решения ходу обсуждения вопроса. Предложил не торопиться с увеличением бюджетных средств до того момента, пока не будет отработаны предложения, озвученные в ходе дискуссии. Если после этого будут необходимы дополнительные средства, то они будут обязательно выделены.

Шимкив Андрей Иванович – Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

Предложил изменить проект решения с учётом озвученных замечаний
и предложений. 

РЕШИЛИ:

Рекомендовать управлению информационных проектов Новосибирской области проработать поступившие предложения, замечания и проинформировать Совет по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области
с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области до 15 июля 2019 года.

 По шестому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О внесении изменений в план работы на 2019 год.

Докладывал:

Рукас Александр Николаевич – председатель Совета депутатов Искитимского района, координатор Совета.

ВЫСТУПИЛИ:

Терепа Александр Григорьевич – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.

Рассказал, что в Новосибирской области выдано 176 тысяч сертификатов на материнский капитал. Порядка 120 тысяч человек полностью или частично задействовали сертификаты. Самая актуальная тема – решение жилищных вопросов – 453 тысяч рублей на семью, плюс региональная программа материнского капитала – ещё 100 тысяч рублей на семью.

Пояснил, что в связи с проектом «Демография» программа материнского капитала вероятнее будет продлеваться дальше.

В Новосибирской области по программе материнского капитала израсходовано порядка 45 млрд. рублей и порядка 35 млрд. рублей находятся
на счетах жителей области. При этом существует такая проблема, как неправильное использование средств материнского капитала. Если нет реального предложения, например, в сельских территориях, этими средствами могут воспользоваться другие люди с использованием «серых» схем. Таким образом, в первую очередь, необходимо оказать помощь семьям, проживающим на территории больших
и малых населенных пунктов, чтобы они могли грамотно и квалифицированно распорядиться средствами. 

Мендруль Александр Петрович – председатель Совета депутатов Тогучинского района.

Отметил, что острота вопроса была связана с большим количеством нарушений и мошеннических схем, связанных с использованием средств материнского капитала. Снятие вопроса было связано с тем, что законодательство изменилось и теперь приобретать жилье на средства материнского капитала можно только в том случае, если есть заключение органов государственной власти
и органов местного самоуправления в части качества и физического состояния жилья, приобретаемого на материнский капитал.

Терепа Александр Григорьевич – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.

Предложил каждую семью в каждом населенном пункте, планирующую использовать средства материнского капитала, взять на индивидуальное сопровождение.

Макарушкин Владимир Михайлович – председатель Совета депутатов Кочковского района.

Предложил внести в план работы Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на 2019 год вопрос «О проблемах организации пассажирских перевозок на внутрирайонных муниципальных маршрутах регулярного сообщения по регулируемым тарифам».

Знатков Владимир Михайлович – первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области.

Пояснил, что в бюджете Новосибирской области заложены деньги
на льготирование организации пассажирских перевозок на внутрирайонных муниципальных маршрутах регулярного сообщения. Предложил в рабочем порядке рассмотреть вопрос по Кочковскому району.

РЕШИЛИ:

Внести следующие изменения в план работы Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на 2019 год:

а) исключить пункт 2.5 «О работе Новосибирского отделения Пенсионного фонда РФ по выделению средств материнского капитала для приобретения жилья многодетным семьям»;

б) в пункте 2.3 «О реализации Закона Новосибирской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
в Новосибирской области» перенести срок рассмотрения с I полугодия
на II полугодие.

По седьмому вопросу:

СЛУШАЛИ:

О проведении очередного заседания Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

Докладывал:

Рукас Александр Николаевич – председатель Совета депутатов Искитимского района, координатор Совета.

РЕШИЛИ:

Провести очередное заседание Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области 28 июня 2019 года
в р.п. Сузун.

 

По восьмому вопросу:

СЛУШАЛИ:

Информация о внесении Советом депутатов Карасукского района в качестве законодательной инициативы проекта закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области».

Докладывал:

Объедко Юрий Михайлович – председатель Совета депутатов Карасукского района.

В своем докладе Юрий Михайлович рассказал о законодательной инициативе Совета депутатов Карасукского района и об опыте формирования районного Совета способом делегирования представителей поселений.

В 2015 году три районных совета (Барабинский, Карасукский, Усть-Таркский) были сформированы путём делегирования представителей поселений. Четырёхлетний опыт работы Карасукского совета депутатов говорит о том, что
он доказал свою эффективность. Во-первых, самое главное – обеспечено представительство всех поселений района в районном совете. Сегодня все наши поселения участвуют в решении вопросов местного значения районов. Особенно это важно, так как район осуществляет целый ряд полномочий на территории поселений, в том числе важнейшие социальные: в сфере образования, здравоохранения, культуры, работы с детьми и молодёжью, спорта и другие.

Также районная власть отвечает за важнейшие вопросы жизнеобеспечения деятельности, такие как вопросы жилищно-коммунального хозяйства, обращение
с твёрдыми коммунальными отходами, транспортное обслуживание и так далее. Формирование районного совета депутатов делегированным способом позволяет поселениям участвовать в обсуждении и принятии решений, которые напрямую затрагивают их интересы. Повышается информирование с депутатского корпуса поселений о состоянии дел в районе, решениях, принимаемых районной властью.

Федеральный законодатель предусмотрел два способа: на муниципальных выборах и путём делегирования представителей поселений, входящих в состав района. В действующей редакции Закона Новосибирской области № 408.4-ОЗ
«Об отдельных вопросах организации местного самоуправления Новосибирской области» предусмотрен лишь один способ формирования представительных органов муниципальных районов.

Конкретный способ формирования районного совета депутатов определяется уставом муниципального образования и законом субъекта Российской Федерации.

Законопроектом предлагается вернуть право органу местного самоуправления района самим определять способ формирования районного представительного органа, как это установлено федеральным законом.

ВЫСТУПИЛИ:

Шимкив Андрей Иванович– Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель Совета.

Отметил, что присутствующие уже знакомы с данной законодательной инициативой и предложил рекомендовать комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению провести круглый стол по данной теме 28 мая в Карасукском районе.

РЕШИЛИ:

Рекомендовать комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению провести круглый стол по данной теме 28 мая 2019 года в Карасукском районе.

 

Председатель Совета

 

А.И. Шимкив