ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1997-2004 ГОДЫ

Органы местного самоуправления Новосибирской области в 1997-2004 годы и итоги выборов 2004 года

В 2004 году в Новосибирской области была решена важнейшая задача года - обеспечение перехода на двухуровневую систему местного самоуправления. С 2005 года Новосибирская область одной из первых в стране перешла на новую систему организации местного самоуправления.

Для решения этой важной задачи была подготовлена необходимая нормативно- правовая база. Необходимость реформирования местного самоуправления в Новосибирской области была связана не только с изменениями в федеральном законодательстве, но и с особенностями системы органов государственной власти области, заключающимися в существовании с 1997 года территориальных органов государственной власти на уровне районов области.

Территориальные органы государственной власти были созданы в 1997 году для решения общерайонных задач социально-экономического развития, концентрации финансовых ресурсов, сохранения управляемости территорий, а также с целью создания необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления.

Полномочия территориальных органов государственной власти были установлены Законом области «О территориальных органах власти в Новосибирской области», а также иными законами области, регулирующими правоотношения в различных сферах.

Начиная с 1997 года муниципальными образованиями, согласно Уставу Новосибирской области и Закону «О местном самоуправлении в Новосибирской области», являлись городские и сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, имеющие муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Исходя из этого определения, на территории области функционировало 454 муниципальных образования.

Реформирование местного самоуправления на территории области началось с реформирования системы территориальных органов государственной власти.

В декабре 2002 года были внесены изменения и дополнения в Устав Новосибирской области, в законы Новосибирской области «О местном самоуправлении в Новосибирской области» и «О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области», в соответствии с которыми изменилась система органов государственной власти области: исполнительные территориальные органы государственной власти 6 городов областного значения - территориальные администрации городов Барабинска, Бердска, Искитима, Куйбышева, Оби и Татарска - перестали существовать. В этих городах в декабре 2002 года были сформированы органы местного самоуправления: в результате прямых выборов избраны депутаты представительных органов местного самоуправления и из их числа главы муниципальных образований.

С 1 января 2003 года на территории области стало 460 муниципальных образований.

В 2004 году началась активная подготовка к реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в декабре 2004 года истекали сроки полномочий почти всех действующих глав муниципальных образований и их представительных органов, а также территориальных органов государственной власти 30 районов области.

В связи с этим Новосибирская область приступила к реализации закона заблаговременно, что предполагало осуществление всех основных подготовительных работ к 1 января 2005 года.

Наша область оказалась наиболее подготовленной к работе в условиях нового законодательства о местном самоуправлении в силу того, что сложившаяся система территориального управления, включающая в себя территориальные органы государственной власти на уровне районов и органы местного самоуправления в городах и поселениях, послужила основой для реализации положений нового законодательства о местном самоуправлении.

В целях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в указанный срок, администрацией области и Новосибирским областным Советом депутатов был разработан календарный план первоочередных мероприятий, была создана рабочая группа по реформированию местного самоуправления в Новосибирской области.

В первой половине 2004 года были внесены основные изменения в действующее законодательство и принят ряд новых законов, позволяющих начать работу по реформированию органов местного самоуправления на территории области. Это:

  • Закон Новосибирской области от 3 марта 2004 года № 167-ОЗ «О внесении изменений в Устав Новосибирской области».
  • Закон Новосибирской области от 2 июня 2004 года № 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Новосибирской области».
  • Закон Новосибирской области от 15 июня 2004 года № 194-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области».
  • Закон Новосибирской области от 12 июля 2004 года № 211 -ОЗ «Об органах местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области».
  • Закон Новосибирской области от 10 декабря 2004 года № 239-ОЗ «О разграничении предметов ведения, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов между муниципальными образованиями в Новосибирской области».

Также в Устав Новосибирской области внесены изменения в части уточнения территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление: городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов. В Закон Новосибирской области «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области» внесены изменения в целях приведения его в соответствие с федеральным законом: определены понятия «городское, сельское поселение», «административный центр», изменены и преобразованы границы муниципальных образований. В связи с этим исключены полномочия территориальных органов государственной власти районов в части изменения границ муниципальных образований, находящих ся на территории района.

Законом «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» муниципальные образования Новосибирской области наделяются статусом городского, сельского поселения, городского округа и муниципального района. Этим же законом устанавливается, что на территории Новосибирской области появ ляются новые муниципальные образования - муниципальные районы, и, следовательно, с 1 января 2005 года прекращаются полномочия территориальных органов государственной власти районов области.

В связи с формированием новых муниципальных образований - муниципальных районов, был принят закон области «Об органах местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области», устанавливающий наименование органов местного самоуправления муниципальных районов, порядок формирования, численность и срок полномочий представительных органов первого созыва муниципальных районов, а также срок полномочий и порядок избрания глав муниципальных районов.

Была проведена работа по приведению уставов действующих муниципальных образований в соответствие с Федеральным законом, и к сентябрю 2004 года она была завершена: в 456 уставов действующих муниципальных образований были внесены соответствующие изменения в части, касающейся численности представительных органов, порядка избрания, срока их полномочий, перечня полномочий органов и должностных лиц в переходный период.

В те уставы муниципальных образований, где были предусмотрены выборы глав муниципальных образований только из состава представительного органа местного самоуправления, дополнительно внесена норма, предусматривающая избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Внесены изменения, касающиеся формирования муниципальных избирательных комиссий, определен их количественный состав.

Определено количество округов по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления.

К сентябрю 2004 года была сформирована, в основном, законодательная база местного самоуправления, позволяющая приступить к реализации основных положений федерального закона с 1 января 2005 года.

Другим важным шагом в реформировании местного самоуправления стала подготовка нормативной правовой базы для проведения выборов глав и депутатов представительных органов муниципальных районов, организация этих выборов, а также организация выборов глав и депутатов Советов депутатов муниципальных образований городских и сельских поселений. В связи с чем были приняты законы:

  • Закон Новосибирской области от 23 июля 2004 года № 213-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области».
  • Закон Новосибирской области от 23 июля 2004 года № 212-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области».

В целях организации выборов глав муниципальных районов и Советов депутатов муниципальных районов были подготовлены постановления губернатора области:

  • от 15.06.2004 № 381 «О подготовке к предстоящим выборам в органы местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области»
  • от 19.06.2004 № 388 «Об утверждении перечня и количественного состава избирательных комиссий муниципальных районов Новосибирской области»
  • от 16.08.2004 № 528 «О формировании избирательных комиссий муниципальных образований муниципальных районов Новосибирской области»
  • от 03.09.2004 № 550 «Об утверждении схем и графических изображений избирательных округов по выборам депутатов представительных органов муниципальных районов Новосибирской области»
  • от 24.09.2004 № 582 «О назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и глав муниципальных районов Новосибирской области»
  • от 08.10.2004 № 616 «Об образовании избирательных участков по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления первого созыва в муниципальных районах Новосибирской области и глав муниципальных районов Новосибирской области».

В соответствии с данными нормативными правовыми актами определен перечень, количественный состав избирательных комиссий муниципальных районов, сформированы избирательные комиссии, утверждены и опубликованы схемы избирательных округов, образованы избирательные участки, опубликованы все необходимые решения и документы.

В связи с образованием новых муниципальных образований в районах области и отсутствием в них органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 83 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.81 закона области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области», ст.771 закона области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» избирательные действия осуществлялись губернатором области Толоконским Виктором Александровичем, а также, по его поручению, первым заместителем губернатора области Беспаликовым Алексеем Акимовичем.

Областная избирательная комиссия совместно с областной администрацией с целью разъяснения норм закона и оказания правовой помощи направила рекомендательное письмо главам территориальных администраций, председателям территориальных Советов депутатов, главам муниципальных образований, руководителям представительных органов местного самоуправления, председателям территориальных избирательных комиссий, в котором четко излагалась последовательность всех выборных действий с конкретными сроками и комментировались отдельные нормы закона по предстоящим выборам.

Подготовка к проведению выборов.

В ходе проведения выборов в органы местного самоуправления 5 декабря 2004 года необходимо было избрать 30 глав муниципальных районов, главу городского округа (р.п.Кольцове), 440 глав городских и сельских поселений (384 - прямыми выборами и 56 - из числа депутатов) и сформировать 30 Советов депутатов муниципальных районов (876 депута тов), Совет депутатов городского округа р.п.Кольцово (15 депутатов), 452 Совета депутатов городских и сельских поселений (4557 депутатов).

Выборы глав и представительных органов местного самоуправления 4 городских округов (города Новосибирск, Бердск, Искитим и Обь) и 3 городских поселений (города Барабинск, Куйбышев и Татарск) не проводились, так как не истекли сроки их полномочий, По этой же причине не избирались 12 глав городских и сельских поселений.

1. На 1.01.2000 года на территории Новосибирской области было 454 муниципальных образования.

На 1.01.2003 года на территории Новосибирской области - 460 муниципальных образований (добавились Барабинск, Бердск, Искитим, Куйбышев, Обь, Татарск).

На 1.01.2004 года на территории Новосибирской области - 490 муниципальных образований (созданы тридцать муниципальных районов), в состав которых входят 455 муниципальных образований, в том числе:

•  429 сельских поселений;
•  26 городских поселений.

Кроме того, на территории Новосибирской области 5 городских округов.

2. Выборы органов местного самоуправления в городских округах.

2.1. г. Новосибирск:

глава местного самоуправления - мэр г. Новосибирска - март 2004 года;
депутаты городского Совета Новосибирска - апрель 2005 года. Всего 40 округов.

2.2. г.г. Обь (27 округов), Бердск (39 округов), Искитим (25 округов) - всего 91 округ:

депутаты представительного органа местного самоуправления - декабрь 2002 года; срок окончания полномочий декабрь 2005 года;

главы местного самоуправления в этих, на тот момент вновь образованных муниципальных образованиях, избирались из числа депутатов представительного органа местного самоуправления. По истечении их срока полномочий (декабрь 2005 года), на следующий срок главы муниципальных образований будут избираться всеобщим голосованием (прямые выборы).

2.3. Рабочий поселок Кольцово (15 округов) - в соответствии с Законом Новосибирской области № 200 от 2 июня 2004 года получил статус городского округа.

Выборы в органы местного самоуправления проводились 5 декабря 2004 года.

Глава муниципального образования избирался всеобщим голосованием.

3. Выборы органов местного самоуправления в городских поселениях.

Все городские поселения без исключения, принимали участие в выборах органов местного самоуправления вновь созданных муниципальных районов в декабре 2004 года.

3.1. г. г. Барабинск (25 округов), г. Куйбышев (25 округов), Татарск (25 округов):
депутаты представительного органа местного самоуправления - декабрь 2002 года; срок окончания полномочий декабрь 2005 года;

главы местного самоуправления в этих, на тот момент вновь образованных муниципальных образованиях, избирались из числа депутатов представительного органа местного самоуправления. По истечении их срока полномочий (декабрь 2005 года), на следующий срок главы муниципальных образований будут избираться всеобщим голосованием (прямые выборы).

3.2. Рабочий поселок Чистоозерное:

глава муниципального образования избирался в декабре 2001 года, срок окончания полномочий декабрь 2005 года;
депутаты представительного органа избирались в декабре 2004 года.

3.3. В остальных 22 городских поселениях выборы органов местного самоуправления проходили в декабре 2004 года.

4. Выборы органов местного самоуправления в сельских поселениях.

Все сельские поселения без исключения принимали участие в выборах органов местного самоуправления вновь созданных муниципальных районов в декабре 2004 года.

•  Во всех 429 сельских поселениях проводились выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в декабре 2004 года.
•  Выборы глав муниципальных образований - в 362 сельских поселениях.

5 декабря 2004 года в выборах органов местного самоуправления принимали участие 486 муниципальных образований из 490 (кроме Бердска, Искитима, Оби, Новосибирска).

В день голосования предстояло избрать около шести тысяч человек.

Главы муниципальных образований:

30 глав муниципальных районов;
1 глава городского округа;
440 глав муниципальных образований городских и сельских поселений (в том числе 56 из числа депутатов представительных органов местного самоуправления).

В 15 городских и сельских поселениях выборы не проводились, так как не закон чился срок полномочий.

Представительные органы муниципальных образований:

30 представительных органов местного самоуправления муниципальных районов (876 мандатов);
1 представительный орган городского округа (15 мандатов);
452 представительных органа местного самоуправления городских и сельских поселений, которые входят в состав муниципальных районов (4557 мандатов).

Выборная кампания проходила в строгом соответствии с нормами, установленными федеральным и областными законами, четко соблюдался календарный план (по выборам глав и депутатов), позволяющий осуществлять постоянный контроль за ходом выполнения мероприятий и обеспечивать успешное проведение выборов четко и организованно.

Еще задолго до назначения выборов (а назначены они были 24 сентября), начиная уже с июня полным ходом шла подготовка к их проведению. Прежде всего, определялись и утверждались схемы округов по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 18 ФЗ 3 сентября были сво евременно утверждены все схемы избирательных округов по выборам депутатов всех уровней: как районов области, так и городских и сельских поселений.

Своевременно был проведен один из важных этапов выборной кампании - выдвижение кандидатов, последний день приема документов 25 октября был четко выдержан.

Выдвижение проходило в строгом соответствии с требованием Закона, в установленные сроки.

 Очень важным этапом выборной кампании была регистрация кандидатов.

В целом выдвижение и регистрация кандидатов прошли организованно, в установленные сроки, относительно спокойно, без серьезных конфликтных ситуаций.

При этом следует отметить, что были опасения во время выдвижения в части альтернативности на округах, без чего выборы заведомо могли не состояться. К сожалению, реалии таковы, что у населения наблюдалась пассивность в выдвижении кандидатов, что особенно характерно для сельских муниципальных образований. Удалось решить эту проблему в первую очередь благодаря индивидуальной работе с людьми.

Все избирательные округа были закрыты кандидатами на альтернативной основе. В выдвижении кандидатов активно участвовали политические партии. Такие как «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ.

После уведомления кандидатами муниципальных (окружных) избирательных комиссий о выдвижении на должности глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления не всеми кандидатами были исполнены требования ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.34 закона области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области», ст.32 закона области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области».

Так, около одного процента кандидатов на должность глав муниципальных образований, два процента кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления всех уровней не были зарегистрированы избирательными комиссиями по следующим причинам:

  • непредставление подписных листов;
  • недостаточное количество подписей;
  • по личному заявлению кандидатов, отказавшихся от дальнейшего участия в выборной кампании.

По сравнению с аналогичными выборами II уровня в 2000 году процент незарегистрированных по этим основаниям кандидатов значительно ниже. Это объясняет ся тем, что настрой у кандидатов, с учетом того, что в области впервые избирались главы муниципальных районов, был более серьезный.

Так, по 30 районам Новосибирской области на выборах глав муниципальных районов области зарегистрировано 114 кандидатов. По выборам депутатов в 30 районах области кандидатами зарегистрирован 2161 человек.

На выборах глав муниципальных образований городских и сельских поселений зарегистрировано 1616 кандидатов.

По выборам депутатов городских и сельских поселений зарегистрировано 9772 кандидата.

В результате конкуренция за мандат главы муниципального образования района составляла 4 человека, главы городского, сельского поселения - 4 человека, за мандат депутата представительного органа муниципального образования района - 3 человека, депутата представительного органа городского, сельского поселения - 2 человека.

(из сборника, изданного Избирательной комиссией Новосибирской области «Муниципальные выборы в Новосибирской области 5 декабря 2004 года»)