Представительные органы власти районов и городов Новосибирской области в 1994-1996 годы

 

С 6 июля 1991 года, т.е. со дня принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», и до настоящего времени представительные органы власти местного самоуправления трижды подвергались реформированию. Только закон 1991 года заработал во всю силу, как в октябре 1993 года произошли события, которые положили конец Советам народных депутатов (расстрел Верховного Совета депутатов РФ). В октябре 1993 - декабре 1996 года власть, по сути, перешла к местным администрациям, ограничивая при этом роль представительных органов. И только с осени 1995 года, после выхода свет Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», органы местного самоуправления подвергаются новому реформированию.

Особенно сложными в деятельности представительных органов стали 1994 - 1996 годы, характеризовавшиеся отсутствием федеральной законодательной базы о местном самоуправлении. В октябре 1993 года Президент Российской Федерации издает указы «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» и «О реформе местного самоуправления в РФ». Согласно этим указам районные и городские представительные органы (Советы народных депутатов) прекратили свою деятельность. Предписывалось провести выборы (формирование) представительных органов в сроки с декабря 1993 года по июнь 1994 года. До дня выборов их полномочия исполняли соответствующие местные администрации, тем самым в регионах России от трех до шести месяцев фактически отсутствовала одна из .ветвей власти местного самоуправления.

26 октября 1993 года указом Президента РФ утверждается положение об основных функциях местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы. К органам местного самоуправления отнесены выборные и другие органы местного самоуправления - собрания представителей (дума, муниципальный комитет и т.д.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.). Они избирались сроком на два года.

29 октября 1993 года администрация Новосибирской области принимает постановление «О выполнении указа Президента РФ о реформе местного самоуправления в РФ». Во исполнение постановления главы администраций районов и городов областного значения в ноябре 1993 года представили в администрацию области предложения о совершенствовании административно-территориального устройства. 26 января 1994 года эти предложения были рассмотрены на заседании Малого Совета Новосибирского областного Совета депутатов. В результате дискуссии принято решение «Об основных принципах организации местного самоуправления в Новосибирской области на период поэтапной конституционной реформы».

В соответствии с этим решением главы администраций 30 сельских районов наделялись правом формировать представительные органы (собрания, советы представителей) В городах Новосибирске, Бердске, Барабинске, Искитиме, Куйбышеве, Оби, Татарске были назначены выборы представительных органов на 27 марта 1994 года. Таким образом, выборы и формирование собраний представителей необходимо было провести в течение февраля -марта месяцев. Выборы представительных органов городов областного значения состоялись 27 марта 1994 года (см. таблицу 1).

Таблица 1

Город

Количество округов

Избрано депутатов

Мужчин

Женщин

Барабинск

8

8

8

_

Бердск

11

11

10

1

Искитим

11

11

9

2

Куйбышев

9

9

7

2

Татарск

9

9

9

_

Новосибирск

25

10

9

1

Обь

7

3

2

1

Всего

80

61

54

7

Вместо предполагавшихся 80 был избран 61 депутат. Позже прошли довыборы в представительные органы г. Новосибирска и Оби. В состав представительных органов городов областного значения были избраны 23 руководителя, 10 работников образования и здравоохранения, 1 юрист и т.д.

В 30 сельских районах главы администраций в феврале-апреле 1994 года сформировали представительные органы - Советы депутатов, собрания представителей из числа глав сельских, поселковых, городских администраций и избранных старост (глав местного самоуправления) сел и деревень. В состав Советов (собраний) депутатов (представителей) районов вошли 30 глав районных администраций, 454 главы сельских, поселковых, городских (в районах) администраций, 988 старост (глав местного самоуправления). Количественный состав представительных органов районов колебался от 25 до 84 человек: Усть-Таркский - 25, Новосибирский - 27, Кыштовский и Колыванский - по 29, Каргатский - 48, Барабинский - 59, Краснозерский - 68, Коченевский - 72, Тогучинский - 83, Куйбышевский - 84 и т.д. Несмотря на то, что к апрелю 1994 года были сформированы или избраны представительные органы районов и городов областного значения в полную силу они заработали с 1995 года. Для этого потребовалось 15 сентября 1994 года принять решение областного Совета депутатов «О неотложных мерах по совершенствованию местного самоуправления в Новосибирской области». Вслед за этим 21 января 1995 года вышло в свет постановление администрации области «О работе администраций районов и городов по организации деятельности представительных органов местного самоуправления». Эти документы были изданы для пресечения формального подхода глав администраций районов и городов по организации работы собраний (Советов) представителей. Постановление администрации области дает следующую характеристику положения дела: «...в большинстве районных представительных органов не разработаны и не утверждены внутренние регламентирующие документы, работа не планируется, не ведется делопроизводство. Имеются факты, когда официальные заседания районных представительных органов подменяются заседаниями коллегий при главах администраций. Зачастую главы администраций принимают постановления и распоряжения, находящиеся в компетенции представительных органов районов, городов... (бюджет, налоги, сборы, программы развития территорий и др.)».

О том, что большинство глав местных администраций постепенно изменило свое отношение к роли представительных органов красноречиво говорит рост числа проведенных ими заседаний сессий (см. таблицу 2).

Таблица 2

Годы

Всего
представительных органов

Проведено заседаний (сессий)

 

 

 

 

Четыре и более

Три

Одна
-две

Ни одной

1995 год

37

24

11

2

-

1996 год

37

26

7

2

2

Наряду с этим значительно расширился круг рассматриваемых на них вопросов. Представительные органы районов и городов областного значения не только, как это было установлено указом Президента РФ, утверждали местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливали местные налоги и сборы, утверждали программы развития соответствующих территорий, принимали положения о местном самоуправлении, осуществляли контроль за деятельностью главы администрации, но и заслушивали отчеты, информации о состоянии дел в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, культуре, торговле, быте, о борьбе с преступностью.

И все же 1994 - 1996 годы можно считать периодом правления районных и городских администраций, ибо реальная власть находилась в руках глав администраций, наделенных правами руководства представительными органами власти, причем не только сформированными, но и избранными.

Ефремов Г.Г. (Материалы 3 региональной научной конференции 19-20-1998г "Проблемы истории местного управления Сибири XVI-XX веков")