СТАРОСТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1994-1996 гг.

 

Старосты, один из древнейших институтов самоуправления в России, были возрождены Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в РФ». В соответствии с этим указом Малый Совет Новосибирского областного Совета народных депутатов в январе 1994 г. принял решение «Об основных принципах организации местного самоуправления в Новосибирской области на период поэтапной конституционной реформы». Согласно этому решению  в населенных пунктах с числом жителей менее пяти тысяч человек, не являющихся центрами сельсоветов, поссоветов и состоящих из одного населенного пункта, сроком на два года избирался глава местного самоуправления (староста), работающий на общественных началах. Таким образом, в 1994 г. в области был возрожден институт старост.
В феврале - апреле 1994 г. в селах,  деревнях и поселках Новосибирской области на сходах граждан, конференциях избирателей, всенародных выборах 27 марта 1994 г.  Было избрано  998 старост,  в т. ч. 869 мужчин (87,9 %), 119 женщин (12,1 %), из них 50 % - работники сельскохозяйственных предприятий, 7,5 % - работники народного образования, культуры, здравоохранения, 7,1 % - пенсионеры, 1,6 % - фермеры и руководители крестьянских хозяйств. Жители сельской местности, как правило, избирали старостами тех людей, которые имели в своем распоряжении финансовые,  людские,  технические  ресурсы,  обладали административными навыками. Из 998 человек, избранных старостами, 353 (35,3 %) были управляющие отделениями, бригадиры полеводческих и животноводческих предприятий. По отдельным районам области это соотношение выглядело следующим образом:

Таблица

Порайонные итоги выборов старост

Район

Всего избрано старост (чел.)

Из них руководителей среднего звена, чел. (%)

Барабинский

34

14 (41,2)

Болотнинский

27

13(48,1)

Доволенский

13

8(61,5)

Кочковский

9

6 (66,7)

Куйбышевский

55

19 (34,5)

Чановский

54

23 (42,6)

Черепановский

31

15 (48,4)

Чистоозерный

42

12 (28,6)

После проведения выборов встал вопрос о полномочиях старосты. Свое видение этой проблемы изложил 31 мая 1994 г. на страницах газеты «Советская Сибирь» ветеран Великой Отечественной войны А. Апсалятов: «Староста должен: первое, поднимать село, благоустраивать деревню; второе, организовать работу по развитию культуры села и населения; третье, заняться наведением общественного поряд¬ка. Дальше - работа с пенсионерами, молодежью, создание условий для укрепления материального положения населения, организация торговли, контроль за выполнением законов, указов, распоряжений на своей территории и множество других вопросов...»
 Временное положение «Об основах организации местного самоуправления в Новосибирской области», утвержденное 15 сентября 1994 г. решением пятой сессии первого созыва областного Совета депутатов, закрепило за старостами значительный круг полномочий в наиболее важных сферах местной жизни:
-    созыв  и ведение схода граждан;
-    внесение на обсуждение схода вопросов благоустройства; сохранности и использования жилищного фонда; эксплуатации дорог, улиц, мостов;  обеспечения соблюдения правил торговли, санитарии, пожарной безопасности,  рационального использования земли, охраны окружающей среды;  вопросов культуры, образования, социальной защиты, общественного порядка, дисциплины и сохранности всех видов собственности;
-    организация выполнения решений схода граждан;
-    заключение по поручению сельской, поселковой администрации договоров  на выполнение работ, касающихся жизнеобеспечения населения;
-    привлечение жителей для выполнения общественных работ;
-    применение с согласия схода мер общественного воздействия (предупреждение, порицание) по отношению к лицам, не выполняющим решения схода, нарушающим общественный порядок;
-    осуществление контроля за эффективным использованием земли, выделенной в личное пользование граждан.
Согласно Положению  староста нес двойную нагрузку: во-первых, как глава представительной власти, входящий в состав районного и сельского собрания представителей; во-вторых, как должностное лицо, организующее выполнение решений сходов (конференций) граждан, районных и сельских органов власти. За исполнение своих обязанностей только в 19 районах из 30 старосты получали вознаграждение в виде квартальных и годовых премиальных  или  1-2  минимальных окладов заработной платы ежемесячно.
Основные гарантии деятельности старосты были определены, уже упоминавшимся,  Временным положением, а также местным законом «Об обеспечении деятельности депутатов Новосибирского областного Совета депутатов». Глава местного самоуправления получил право безотлагательного приема руководителями и должностными лицами, непосредственного участия в рассмотрении вопросов на заседаниях соответствующих органов, выступления в средствах массовой информации. В течение срока своей деятельности он обладает неприкосновенностью, на территории района имеет право бесплатного проезда на пассажирском транспорте.
Большинство старост серьезно отнеслись к своей общественной работе, стали  активно  содействовать  сельской  администрации  в решении вопросов местного значения, проводили сходы граждан и оказывали помощь в организации массовых мероприятий (выборов, культурно-спортивных праздников и т. д.). Особое внимание старосты уделяли организации работ по благоустройству и озеленению поселков, ремонту дорог, поддержанию в порядке кладбищ, памятников истории и архитектуры. При активном содействии старост в селах возродилась деятельность советов женщин, ветеранов войны и труда, добровольных народных дружин. Главы местного самоуправления оказывали помощь учреждениям образования, культуры в проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди населения, следили за соблюдением порядка дня и правил торговли в магазинах. Своей главной обязанностью многие старосты считали оказание помощи пенсионерам, многодетным и малообеспеченным семьям в заготовке топлива на зиму и кормов для личного подворья. Были случаи, когда они на своем личном транспорте доставляли больных людей  в  районные и  областную больницы.
Отсутствие  программ  развития  села, недостаточность финансирования не позволяли старостам в полную меру выполнять свои обязанности.
И все же на вопрос: «Нужен ли староста на селе?» -  глава местного самоуправления поселка Привольного Черепановского района Адам Иванович  Ведерников  ответил: «Да. Производственники должны заниматься производством, а старосты - социальными вопросами. Кто-то должен заниматься общественной деятельностью, помогать людям решать житейские проблемы».
Думается, несмотря на все трудности, двухлетний опыт работы старост прошел удачно: в 1997 г. в  13  районах  области  продолжали выполнять свои  нелегкие  обязанности  284 старосты.
             Ефремов Г.Г. (Материалы региональной научной конференции Новосибирск 18-19 декабря 1997 г. «Проблемы истории местного управления Сибири XVII – XX веков»; материалы  межрегиональной научно-практической  конференции  Кемерово, 15-16 декабря 2005 года «Актуальные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации»)