15.03.21, 10:37

Строительный сектор: итоги и перспективы

Депутаты комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заслушали отчет о результатах развития строительной отрасли и задачах на будущее и внесли свои коррективы.

На заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты рассмотрели вопрос «О деятельности Министерства строительства Новосибирской области в 2020 году. Перспективы развития строительной отрасли в 2021 году». С докладом перед региональными парламентариями выступил министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт.

Итоги минувшего строительного года таковы. Всего в 2020-м было сдано в регионе 1,96 миллиона квадратных метров жилья, из них чуть менее 1,45 миллиона квадратов – многоквартирные дома, 494 тысячи квадратных метров – индивидуальное жилищное строительство. Общий показатель на 10,3 процента выше уровня 2019 года. В целом, по темпам строительства за минувший год наш регион занял десятое место в России и первое – в Сибири.

При этом, региональный Минстрой ставит перед собой весьма амбициозные планы – довести объемы жилищного строительства до 2,6 миллиона квадратных метров за год – к 2030-му. К «заделу» жилищного строительства Минстрой относит 1 314 строящихся многоквартирных домов (чуть менее 5,56 миллиона квадратных метров).

Из объектов социальной инфраструктуры в 2020 году построены 63, из них 37 – для сферы здравоохранения, включая 32 фельдшерско-акушерских пункта, 21 – для сферы образования, три – для спорта и два – для культуры.

Среди крупных объектов, введенных в 2020 году, глава Минстроя назвал строительство регионального центра волейбола в Новосибирске, реконструкцию и оснащение акушерского корпуса Государственной Новосибирской областной клинической больницы для размещения перинатального центра Новосибирской области.

К перспективным направлениям развития на 2021-2023 годы Минстрой региона относит проектирование инженерных сетей площадок комплексного жилищного строительства, создание единого института развития в жилищной сфере, развитие жилищного строительства на сельских территориях, комплексное развитие города Новосибирска, освоение «Академгородка 2.0», строительство крупных инфраструктурных и социальных проектов.

На будущее Минстрой Новосибирской области выбрал комплексные площадки для строительства. Первоочередные из них – поселок Клюквенный в Калининском районе Новосибирска, поселки Тулинский и Ложок в Новосибирском районе. Площадки для освоения второй очереди – Станционный сельсовет Новосибирского района и улица Радиостанция № 2 в Первомайском районе Новосибирска. Стоимость строительства инженерной инфраструктуры на всех этих площадках составляют 13,42 миллиарда рублей, на обустройство транспортной инфраструктуры – 6,89 миллиарда.

По развитию жилищного строительства на сельских территориях Минстрой области планирует: выдавать в год 2,5 тысячи ипотечных кредитов сельской ипотеки (3 процента годовых); разрабатывать новые комплексные программы для поддержки строительной отрасли на селе; строить служебное жилье на 150 миллионов рублей в год (70 служебных жилых помещений – на первичном рынке); строить 93 квартиры в год для детей сирот.

Депутаты задали Ивану Шмидту множество вопросов. Например, председатель комитета Александр Морозов поинтересовался: «Если весь объем строительства взять за 100 процентов, сколько строится на территориях вне Новосибирска: в районных центрах, в сельских образованиях?». Как следует из ответа регионального министра, львиная доля строительства приходится именно на Новосибирск – от 1 миллиона до 1,2 миллионов квадратных метров жилья в год. «Мы на сегодняшний день практически каждый год теряем объем ввода на селе, – отметил Иван Шмидт. – Поэтому мы и делаем большую ставку и на сельскую ипотеку, и на развитие индивидуального жилищного строительства. У нас на сегодня около 55 комплексных площадок, включая расположенные на сельских территориях».

Депутат Дмитрий Козловский поинтересовался планами развития территорий внутри Новосибирска. «Меня интересует вопрос ветхого и аварийного жилья и освоения территорий Ленинского и Калининского районов, например, где у нас бедные люди ютятся в двухэтажках и не знают, когда они переселятся. И почему-то в вашем докладе в планах до 2030 года не было акцента на это сделано». Иван Шмидт ответил, что сейчас в региональном Минстрое и мэрии Новосибирска прорабатывает механизм комплексного развития территорий, созданы две рабочие группы по этому вопросу. «Необходимо около 20 подзаконных актов принять на уровне субъекта и на уровне города Новосибирска, – объяснил министр. – Мы этот комплект документов в течение двух месяцев подготовим и вынесем на обсуждение. К сожалению, в этом механизме не отражен момент по вовлечению частного сектора, а для Новосибирска это достаточно серьезный момент. И мы сегодня готовим предложения в Министерство строительства Российской Федерации, чтобы все-таки внесли частный сектор».

Заместитель председателя комитета Илья Поляков обратил внимание на необходимость создания реестра недобросовестных подрядчиков, которые выигрывают тендеры по Федеральному закону № 44, а потом не выполняют своих обязательств ни по срокам, ни по качеству. «Мы с вами неоднократно обговаривали варианты решения, – подчеркнул депутат. – Например, это внесение подрядчиков, которые не выполнили своих обязательств, в реестр недобросовестных подрядчиков. Может быть, в договор до начала строительства условия закладывать, чтобы подрядчика можно было снимать с объекта не тогда, когда уже прошел срок сдачи, и объект не введен, а на начальном этапе». Иван Шмидт ответил, что по всем подрядчикам, нарушившим свои обязательства региональный Минстрой подает представления в региональное Управление Федеральной антимонопольной службы, но там их отклоняют. «Ссылаются на то, что мы душим малое предпринимательство, – объяснил Иван Шмидт. – Поэтому в решении этой проблемы было бы хорошо заручиться поддержкой вашего комитета». Председатель комитета Александр Морозов заверил, что такая поддержка будет оказана, чтобы недобросовестные подрядчики несли ответственность за свои поступки. «Мы договорились, что вместе с Правительством Новосибирской области будем искать подходы, чтобы создать «черный список» компаний, которые «баламутят» строительный рынок», – подчеркнул Александр Морозов.

Говоря об итогах развития строительной отрасли, законодатель добавил, что «темпы строительства впечатляют». «Мы видим серьезный рост строительства в социальной сфере, внушительное привлечение федеральных ресурсов, каких не поступало за последние годы, – резюмировал глава комитета. – Почти 15 миллиардов рублей федеральных ресурсов только за прошлый год было освоено в Новосибирской области. У нас построены перинатальный центр, волейбольный центр, учреждения образования, возводятся ледовая арена и многие другие крупные объекты».