19.01.21, 16:13

Не штрафом единым

Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ознакомился с работой пунктов по заготовке и обработке древесины

Упорядочение оборота древесины на территории региона было в фокусе внимания предыдущего, шестого созыва Законодательного собрания Новосибирской области. В конце 2019 года региональный парламент принял закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Новосибирской области и о внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».

Закон обязал владельцев пунктов приема и отгрузки древесины поставить их на учет в областном исполнительном органе государственной власти, уполномоченном в сфере лесных отношений. Был определён порядок приема и отгрузки древесины в пунктах приема и отгрузки древесины, а также список документов, позволяющих проверить количество древесины, место и легальность ее заготовки, а также соответствие разрешенного объема заготовленной древесины фактическому. Кроме того, владельцы пунктов приема и отгрузки древесины обязаны ежемесячно предоставлять в областной исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере лесных отношений, отчет о принятой и отгруженной древесине.

С новым законом связывались большие надежды в смысле наведения порядка в лесном хозяйстве области. «Опыт Иркутской области показывает, что за время реализации закон позволил сократить незаконную заготовку древесины на 40%», – говорил депутат Олег Подойма, в то время возглавлявший аграрный комитет Законодательного Собрания.  «Хороший закон, но его нужно было принять лет 10 назад», - высказал тогда своё мнение спикер регионального парламента Андрей Шимкив.

Итогами годичного применения закона поделился с депутатами-аграриями заместитель министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексей Севастьянов. По словам замминистра, в Новосибирской области действуют 243 пункта, выдано 255 свидетельств о постановке на учёт, выдано 16 отказов в  постановке на учёт (поданные документы не соответствуют установленным законом требованиям), 12 пунктов сняты с учёта на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Реализацию закона осложняет отсутствие у специалистов министерства, осуществляющих федеральную лесную охрану, полномочий на осуществление проверочных мероприятий на землях иных категорий, нежели земли лесного фонда.

В целях обеспечения соблюдения законодательства и для принятия мер прокурорского реагирования министерством направлена информация в районные прокуратуры о пунктах приёма, действующих без разрешительных документов. Сотрудники районных прокуратур совместно со специалистами отделов лесных отношений проверили 103 пункта. По результатам проверок сотрудниками прокуратуры вынесено 10 представлений об устранении выявленных правонарушений. Возбуждено 22 дела об административных правонарушениях. Материалы об административных делах поступили в отделы лесных отношений министерства, по итогам их рассмотрения 21 должностное лицо привлечено к административной ответственности, 12 нарушителям сделано предупреждение, девяти правонарушителям выписаны штрафы на общую сумму 360 тысяч рублей. 18 нарушителей подали документы о постановке на учёт, трое прекратили свою деятельность, по одному идёт судебное разбирательство.

«В целом можно сказать, что закон работает, деятельность в части приёма и отгрузки древесины большинства пунктов легализована. Установлено также, что направление отчётов в Министерство экологии накладывает дополнительную нагрузку на бизнес. В этой связи инициирована процедура внесения изменений в порядок организации деятельности пунктов – предлагается направлять отчётность непосредственно в отделы лесных отношений. Работа по организации контроля за деятельностью пунктов продолжается, предлагаем сохранить практику реализации контрольных мероприятий совместно с прокуратурой», - сказал Алексей Севастьянов.

«Мы при подготовке заседания комитета обзвонили больше ста предпринимателей, занимающихся заготовкой леса, – поделился с коллегами-депутатами заместитель председателя комитета Денис Субботин.  – Характерно, что большинство предпринимателей даже не знали о том, что этот закон вступил в силу. До того момента, когда на незарегистрированный пункт приёма древесины приходила проверка и выписывала штраф. У меня предложение министерству природных ресурсов – давайте заранее оповещать участников рынка об изменениях правил. У нас же нет задачи их оштрафовать? Наша задача –  сделать движение древесины понятным и прозрачным».

По мнению председателя комитета Александра Терепы, необходимо более активное включение исполнительной власти на уровне района и поселения в информирование участников лесозаготовительной деятельности.

«Когда мы принимали это закон, было вообще непонятно, как он будет работать. Сейчас можно сказать одно – предприниматели у нас достаточно законопослушны, зарегистрировались почти все. Очень важный первый шаг сделан, - подчеркнул Денис Субботин.  – Теперь надо понять, а действительно ли весь пиломатериал идёт через эти пункты на законных основаниях. Ближе к осени мы ещё раз попросим правительство рассказать о том, как происходит реальная работа на пунктах заготовки древесины».