10.12.19, 05:00

План социально-экономического развития возвращается

Комитет Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рассмотрел инициированный депутатом Николаем Мочалиным законопроект «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О бюджетном процессе в Новосибирской области».

Суть предложенных парламентарием изменений – предварять обсуждение проекта бюджета на предстоящий год докладами о предварительных итогах социально-экономического развития региона и прогнозом на следующий год. Аналогично и при рассмотрении итогов исполнения бюджета предлагается дополнить перечень документов и материалов, представляемых с годовым отчетом об исполнении областного бюджета Новосибирской области, документом, отражающим итоги социально-экономического развития Новосибирской области за отчетный финансовый год. Как сказано в представленной депутатом пояснительной записке, «для формирования целостной информации за финансовый год и придания бюджетному процессу логической завершенности».

Депутат Николай Мочалин напомнил коллегам, что три года назад в области действовал закон «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», в соответствии с которым при рассмотрении проекта бюджета на заседании комитетов или сессии Законодательного собрания администрация области выносила отчет об исполнении плана социально-экономического развития и прогноз при принятии бюджета. «Это было в публичной плоскости и происходило достаточно бурно…Сейчас этого нет. Считаю, что это неправильно. Мы обсуждаем не планы социально-экономического развития области, а бюджет, который, как сейчас сказали, основной документ, священная корова. Но это никакой не основной документ – это один из механизмов исполнения плана, стратегии социально-экономического развития области». По мнению депутата, «экономика и социалка отстают от роста доходов бюджета»: при росте бюджета наблюдается спад материального производства, происходит снижение реальных денежных доходов населения. «То есть бюджет, экономика и качество жизни населения никак не коррелируется. Предлагаю вернуться к программам и планам. Это не противоречит федеральному законодательству. Прежде, чем Голубенко доложит проект бюджета, пусть министр экономического развития – я считаю, что он главный, доложит, как выполнен план социально-экономического развития прошедшего года. Что у нас есть – по жизни. Не только, сколько дорог по области построили и т.д., но свое, родное - качество жизни, доходы, где работать…», - высказал свою позицию Николай Мочалин.
Резкое выступление депутата возмутило первого заместителя председателя правительства Новосибирской области Владимира Знаткова, который напомнил, что Николай Мочалин входит в рабочую группу, созданную для того, чтобы отслеживать выполнение плана социально-экономического развития в корреляции со стратегией социально-экономического развития региона до 2030 года. Владимир Знатков опроверг депутатскую оценку экономики региона, напомнив, что по уровню экономического развития Новосибирская область заняла седьмое место в рейтинге регионов по итогам 2018 года. «Если необходимо рассматривать план социально-экономического развития - ради бога. Естественно - экономика вперед, а бюджет – это инструмент. Но еще хочу подчеркнуть, что бюджет – основной закон Новосибирской области», - акцентировал свою позицию Владимир Знатков.
С предложением депутата о возвращении к обсуждению плана социально-экономического развития региона согласились председатель комитета Александр Морозов и заместитель председателя комитета Валентин Сичкарев. «Коррективами бюджетного процесса воспользуется следующий созыв уже в октябре следующего года при рассмотрении в первом чтении проекта бюджета на 2021 год», - заметил Валентин Сичкарев.
Законопроект решено вынести на сессию Законодательного собрания для принятия в первом чтении.