25 лет законотворческой деятельности. На благо области. Законы - для людей.

ЗАКОНЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

zakon.pngЭффективный законодательный процесс в интересах жителей области невозможен без взаимодействия представительной и исполнительной ветвей власти. Это стало понятно с первых дней их работы. В отличие от многих других субъектов РФ, в Новосибирской области главные должностные лица региона всегда участвовали в обсуждении важнейших для области экономических и социальных проблем. Основы взаимодействия были заложены уже в первом созыве, а во втором официально начало работать Постоянно действующее совещание (ПДС) представителей законодательной и исполнительной власти, в рамках которого депутаты совместно с представителями администрации области работали не только над созданием областных программ и законов, но и над развитием конкретных территорий.

В ходе многолетней практики были выработаны основные позиции взаимодействия законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые затем нашли отражение в Законе «О Законодательном Собрании Новосибирской области», принятом в ноябре 2011 года. Базирующийся на федеральном законе №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закон «О Законодательном Собрании» сделал обязательным ежегодный отчет губернатора Новосибирской области о результатах деятельности правительства региона за прошедший год на сессии регионального парламента. В соответствии с регламентом Законодательного Собрания предварительно губернатору направляется перечень вопросов, ответы на которые намерены получить депутаты.

Традицией регионального парламента стало также включение в повестку сессий «Информационного часа Правительства региона» по наиболее актуальным проблемам жизни области. Кроме того, закон урегулировал кадровые и организационные вопросы. Законодательное Собрание дает согласие на назначение на должность первого заместителя (первых заместителей) губернатора Новосибирской области, руководителей финансового органа исполнительной власти Новосибирской области, органа исполнительной власти Новосибирской области в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области, а также органа исполнительной власти Новосибирской области в сфере социальной защиты населения Новосибирской области, принимает решение о недоверии (доверии) губернатору Новосибирской области, а также вышеназванным руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

Закон обязывает губернатора и Законодательное Собрание предоставлять друг другу проекты и постановления нормативных правовых актов в установленные сроки, а также наделяет первых руководителей региона правом обратиться с предложением о внесении изменений в документы, вплоть до их отмены, а также дает право обжаловать их в судебном порядке. Спорные вопросы урегулируются в ходе переговоров, консультаций, с помощью создаваемых на паритетной основе согласительных комиссий.

В течение двух с половиной десятилетий развивалось сотрудничество регионального парламента с представительными органами власти территорий области. В 1998 году при областном Совете депутатов был образован Совет председателей территориальных советов депутатов, в который вошли десять наиболее подготовленных и авторитетных председателей территориальных советов депутатов, за каждым из которых было закреплено от одного до четырех районов. На заседаниях Совета председателей рассматривались актуальные вопросы жизни области, практика работы районных советов депутатов, обобщался опыт их работы. Члены Совета принимали активное участие в разработке законов Новосибирской области, обсуждались вопросы, связанные с управлением и распоряжением государственной собственностью региона, бюджетной политикой области.

Деятельность Совета председателей территориальных советов депутатов способствовала тесному взаимодействию Новосибирского областного Совета депутатов с территориальными советами депутатов, более эффективной проработке нормативных правовых актов, направленных на решение социально-экономических проблем региона.

С 1 января 2005 года территориальные органы государственной власти Новосибирской области упразднены. На смену им в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пришла система местного самоуправления. В Устав Новосибирской области были внесены изменения в части уточнения территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление. Законом «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» муниципальные образования области были наделены статусом городского, сельского поселения, городского округа и муниципального района. Важным шагом в реформировании местного самоуправления стала подготовка нормативной правовой базы для проведения выборов глав и депутатов представительных органов муниципальных районов, организация этих выборов, а также организация выборов глав и депутатов советов депутатов муниципальных образований городских и сельских поселений, которые прошли в декабре 2004 года.

Наша область оказалась наиболее подготовленной к работе в условиях нового законодательства о местном самоуправлении в силу того, что сложившаяся система территориального управления, включающая в себя территориальные органы государственной власти на уровне районов и органы местного самоуправления в городах и поселениях, послужила основой для реализации положений нового законодательства о местном самоуправлении. Поэтому Новосибирская область приступила к реализации закона о местном самоуправлении одной из первых в стране — с 1 января 2005 года. В настоящее время в Новосибирской области действуют 490 муниципальных образований, в том числе 30 муниципальных районов, 5 городских округов и 455 поселений. Общая численность депутатов представительных органов муниципальных образований Новосибирской области составляет 5,5 тысячи человек.

На смену Совету председателей территориальных советов депутатов, действовавшему при облсовете с 1998 года, был создан Совет по взаимодействию Новосибирского областного Совета депутатов с представительными органами муниципальных районов и городских округов. Эта деятельность продолжается и сегодня с активным участием депутатов и спикера регионального парламента. В повестке Совета всегда самые актуальные вопросы: ремонт и строительство сельских дорог, газификация, проблемы ФАПов, доставки в школу детей из отдаленных населенных пунктов, обеспечения населения качественной питьевой водой. Обсуждение зачастую выявляет больные проблемы муниципалитетов, обнажает имеющиеся бреши в законах и очень часто - в финансовом обеспечении муниципального уровня.