На русском English
Последнее обновление на сайте: 23.03.2017 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
В помощь депутатам 6-го созыва Наказы избирателей Молодежный парламент К 80-летию Новосибирской области
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Кто есть кто? Анатолий Вандакуров

Главное – комфортная среда

Анатолий ВАНДАКУРОВ уверен: для того, чтобы экономика развивалась, необходимо в первую очередь
создать комфортные условия для жизни людей. Почему он так думает? Что даст городу и Калининскому району разрабатываемая программа реиндустриализации? Какие полученные наказы он считает наиболее важными? На эти и другие вопросы он сегодня отвечает своим избирателям.


Климат для бизнеса
— Анатолий Николаевич, вы вошли в рабочую группу по разработке программы реиндустриализации. Чем она важна для жителей?
— Мне как руководителю предприятия дал такое поручение председатель Законодательного собрания Андрей Иванович Шимкив, я представляю в рабочей группе областной парламент. Программа реиндустриализации выстраивает новые направления деятельности предприятий, способствует развитию более современного производства. Это затрагивает всех, потому что речь идёт о реальном развитии экономики, новых направлений в ней. Поэтому она касается жителей и всей области, и Калининского района, и моего избирательного округа. В целом можно назвать такие направления, как, например, развитие биофармацевтики, высокотехнологичной медицины, предприятий, работающих для сельского хозяйства. Это касается и промышленности в целом: модернизация предприятий, оптимизация производственных процессов, получение тех же продуктов, но на более новом качественном уровне, другие материалы, удешевление продукции.
— На какой стадии программа находится сейчас?
— Прошли слушания, в которых я тоже участвовал, обсуждалось, какую пользу принесёт программа с точки зрения социально-экономической эффективности. Есть проекты, направленные и на социальную сферу, и на экономику, и на увеличение валового регионального продукта, а это налоги и, соответственно, поступления в бюджет области. Поэтому я считаю, что это очень важная программа. Промышленность — это основа, и она, кроме того, даёт очень мощный стимул для развития малого бизнеса, потому что многие изделия изготавливать в больших сериях нет необходимости, а значит, это ориентация как раз на малый и средний бизнес, тема перспективная. Программа будет утверждаться в правительстве России, и если она получит поддержку, это реальные деньги, реальные преференции для этих направлений — и на федеральном, и на местном уровне. Нужно доказать, что именно мы обеспечиваем наиболее благоприятный климат для реализации такой программы. Это и инфраструктурные преференции, и предоставление территорий, земельных участков на более льготных условиях, чем в других регионах — ведь для бизнеса важно, чтобы он мог получать дополнительную прибыль и инвестировать её в развитие. Если бизнес не почувствует своей выгоды, он пойдёт в тот регион, где лучше.
— Когда программа должна быть утверждена?
— Сейчас заканчивается её формирование, в первом полугодии 2016 года она уже должна быть утверждена.


Каждому по интересам
— Какова сейчас ситуация с наказами избирателей, когда будет известно, какие из них приняты к исполнению?
— Про исполнение наказов пока говорить рано, срок их рассмотрения в правительстве перенесли, обещают в течение первого квартала. Предполагается, что с каждым депутатом его наказы будут обсуждаться отдельно. Меня пока на такое обсуждение не приглашали.
— Сколько всего вы получили наказов в эту избирательную кампанию?
— Около трёх десятков.
— Какие из них вы бы отнесли к основным, к тем, которые надо бы обязательно выполнить?
— Моя бы воля, я бы обязательно исполнил те наказы, которые касаются ЖКХ, здесь есть проблемы с несовершенством законодательства, поскольку программа явно буксует. Ещё то, что касается социальной инфраструктуры. Конечно, это связано со строительством, вопрос непростой, но я считаю, что социальной инфраструктурой надо заниматься в первую очередь, потому что мы таким образом людям создаём лучшие условия для жизни. Если они появятся, станет расти население, поедет к нам молодёжь, а значит, будет развиваться экономика области.
— Мы же понимаем, что у нас на многих предприятиях большинство работников уже в возрасте, нужна смена поколений. Чтобы и наши студенты не уезжали из Новосибирска, оставались здесь и ту же программу реиндустриализации осуществляли.
— Каких конкретных объектов касались наказы?
— Это бассейн на улице Флотской, который никак не получается реконструировать, школы на территории округа, нуждающиеся в ремонте, спортивные объекты, компьютерные центры. Запросы людей растут, им сегодня нужна и информационная обеспеченность, доступ к Wi-Fi, чтобы быть в курсе всего, что происходит, общаться с родственниками по всему миру, производить расчёты через интернет-банк. Wi-Fi должен быть везде. Не надо думать, что достаточно обеспечить материальные блага — еду, одежду. Людям нужна не только сытость, но и досуг. Спортивные центры, а если их нет рядом, надо обеспечить транспортную доступность. Парковую зону нужно расширять, лыжные трассы прокладывать. Каждому по интересам. Творческие центры, где можно танцевать, играть в шахматы, как-то самореализовываться. Это всё такие простые вещи, звучит обыденно, но из этого жизнь складывается. Отработал, поспал, поел — и всё, что ли? Сейчас с помощью телевидения, интернета люди видят, как активно живут за границей, и хотят иметь такие же возможности. Если их не будет, молодёжь продолжит уезжать и своих детей увозить, чтобы они полноценно росли и развивались. Конечно, возможности для этого есть и сейчас, но, в основном, за деньги. Я считаю, эти расходы муниципальная и областная власть должны брать на себя, потому что детям из разных слоёв необходимо обеспечить равный доступ в студии, кружки, секции. Это же важно на перспективу — воспитывать полноценных, сознательных, ответственных граждан.
Больной вопрос, поднимаемый во многих наказах, — обслуживание коммунального хозяйства. Не жульническое, которое сейчас нередко практикуется, а именно справедливое и качественное. Человек должен понимать, за что он платит. Если он этого не видит, возникает масса вопросов. Льготы нужны, пенсионеров надо защищать, но следует рассматривать каждый случай индивидуально. И если уж помогать, то не размазывать на всех нуждающихся копейки, как, например, для многодетных семей, а реально поддерживать, чтобы на эти деньги семьи могли полноценно включать детей в социальную инфраструктуру.


Нужны реформы
— Что могут сделать в этом направлении законодатели?
— Законодатели должны не только расходы себе любимым на зарплату увеличивать, у нас сейчас бюджет и так почти на одну зарплату уходит, а всё-таки вдумчиво подходить к администрированию. К примеру, сейчас по некоторым проектам выделяются копейки, а их администрирует полк чиновников, которые все вместе получают больше, чем стоимость проекта, который они администрируют, это безобразие просто. Законодатели, я считаю, в рамках своих полномочий как раз должны на такие вещи обращать внимание. Инвестиции из бюджета, которые все ждут… Какие могут быть инвестиции, когда мы, скажем, строим детские сады в рамках государственно-частного партнёрства? Когда их на содержание берёт муниципалитет, расходы ещё больше возрастают, при таком партнёрстве скоро вообще денег в бюджете не останется. Я вообще не считаю это никаким ГЧП. ГЧП — это когда дали тебе землю на каких-то преференциях, а ты на ней садик строишь и сам его полностью обслуживаешь, а тебе просто муниципалитет перечисляет деньги, которые заложены на одного ребёнка. И ты выстраиваешь свой частный бизнес так, чтобы было эффективно. И не надо никакой надстройки, департамента образования, обилия бумаг, методик, которые вообще никому не нужны.
Мы зарегулировали всё. У нас по чиновнику на каждого работника. Как в сказке про то, как один мужик семь генералов прокормил, так и у нас. Надстройка огромная. Взять те же производства, бизнес — когда тяжело, собственники же не ждут какой-то поддержки, а вводят сокращённую рабочую неделю, как-то ещё уменьшают издержки. Мы на заводе вынуждены были в 2008 году сокращать персонал, по заводу почти 500 человек. Разговаривали с людьми, выплачивали пособия, шли на это, потому что иначе было нельзя, мы бы потонули все вместе. Почему сейчас это не делается? Бизнес как-то выкручивается, ужимается. А наши чиновники все пять дней в неделю усиленно пашут, и без них никак. Может им тоже на четырёхдневку перейти? Ничего бы страшного не произошло, может, лучше стали бы работать, делать что-то, раз плоховато жить стало. А они не чувствуют, что везде плохо, им-то хорошо, они свою среднюю зарплату по экономике получают. Я считаю, что здесь какие-то нужны реформы, они прямо напрашиваются, потому что ситуация, как говорил Владимир Ильич Ленин, революционная.
— Может, депутатам следует выступить с какой-то законодательной инициативой в этом направлении?
— У нас сейчас практически весь бюджет формируется из государственных программ, областных и федеральных. Остаётся, условно говоря, несколько миллиардов на всё. И, как говорится, ни в чём себе не отказывайте. Что-то можно было бы запланировать, но депутаты в этом не задействованы. Мы поднимали вопрос о том, что законодатели должны участвовать в формировании программ, оценивать задачи, эффективность, на что они направлены. Мы часто спорим об этом с представителями правительства на заседаниях комитетов, нас уверяют, что всё эффективно, приводят какие-то оценочные показатели, которые неизвестно, кто даёт, деньги расходуются, а реальные люди не чувствуют от этих программ никаких сдвигов в лучшую сторону. И я, например, не очень понимаю, как тут рассчитывается эффективность. В промышленности её просто оценить — по прибыли. По программам она, наверное, должна оцениваться по уровню удовлетворения жизненных потребностей людей, это самый главный показатель. Это можно выяснить с помощью достоверного опроса представителей разных слоёв населения, может, ещё каких-то показателей, но систему нужно менять, пересматривать эти программы. Я бы особое внимание уделял именно тем, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, таких как по газификации, по чистой воде. Средства на них урезать нельзя.
Малому бизнесу нужно больше давать преференций, это часто семейное дело, обеспечение самозанятости. Но этих предпринимателей никто не поддерживает, зато строители у нас плотно сидят на бюджете, доят и доят его, как будто у них больше всех проблем. Строительство — это вообще услуга отсроченная. И какой смысл хвалиться, что построили миллионы квадратных метров жилья, если дома стоят полупустые. Для кого строим? Денег у населения нет. Квартиру ты покупаешь раз в пятьдесят лет, а продукты каждый день. Стимулировать нужно то, что даёт оборот экономике: продукты питания, товары малого и среднего срока эксплуатации.


Доверять людям
— Как вы считаете, какая часть наказов будет поддержана, насколько сильно их могут урезать?
— Пока трудно сказать. Правительство сейчас хороший предлог нашло для урезания — кризис. А если вспомнить булгаковского профессора Преображенского: что такое кризис? Это не старуха с клюкой, кризис — в головах. И если мы все, условно говоря, начнём ходить мимо унитаза, то обязательно будет кризис. Нужно просто свои издержки на обеспечение управленческой структуры подрезать немного. Я понимаю, что управленцы — тоже люди, но если мы не будем этого делать, нам сильно аукнется: скоро весь бизнес, вся торговля разбегутся, а там людей побольше, будет пострашнее. Потому что не будет источника для управленческой надстройки, они-то за счёт чего будут жить, кто им будет платить налоги? И всё, круг замкнулся. Нельзя же бесконечно эксплуатировать всё, что тебе даёт налоги, нужно давать им развиваться, повышать налоговую базу и при этом резко сократить расходы на содержание управленческого аппарата всех уровней, с муниципальных до федеральных.
— Какие законы, по-вашему, новому составу заксобрания следовало бы разработать?
— Законов у нас и так много. Но как они исполняются? Мы же на каждой сессии вносим изменения, корректировки. Сначала идёт расчёт на законопослушность, а потом выясняется, что на самом деле, по жизни, многое не так происходит. Пример — те же штрафы за нарушение ПДД, это же анекдотичный случай. Когда камеры видеонаблюдения везде поставили, а они же фиксируют нарушения независимо от чинов, и людям стали приходить штрафы, то самые «умные», это с Москвы, конечно, началось, стали записывать машины на несовершеннолетних детей. Ездят на них, понятно, они сами, штрафы идут на владельца, а детей штрафовать нельзя. И наши федеральные депутаты теперь думают, как менять закон.
У нас тоже изменения закона часто до абсурда доводят. У меня складывается впечатление, что мы пытаемся всё зарегулировать, не доверяем людям. Например, взять законодательство по ЖКХ: в многоквартирном доме не может каждый быть собственником и при этом плевать на соседа. Когда это стало возможным, у нас сразу появились «мутные» управляющие компании, которые всех жильцов банально разводят на деньги и доят их. Всё потому, что нет консолидации. Мы должны жильцам доверять и давать права, а это возможно только в форме ТСЖ. Тот же капремонт — куда тратятся деньги? В ТСЖ все жильцы знают, куда идёт каждый взнос, каждая выплата. Ежегодно на собрании они спрашивают у председателя: почему именно с этой компанией заключили договор, не рассмотрели другую? Решения принимаются коллегиально. А когда люди разделены, с ними что хотят, то и делают. Да они и сами не чувствуют ответственности: зачем мне платить, скажем, за ремонт фасада? Может, я перееду или вообще помру. А люди должны чувствовать себя гражданами, они деньги платят и должны знать, что делается на эти деньги.
Законов, от которых реально зависит повседневная жизнь людей, не так много. Вот приняли закон о запрете на шум в полуденный час, это касается всех. Обсуждается перевод часового пояса — тоже всех касается. По парковкам, по эвакуации машин сколько мы бились, потому что это реально всех затрагивает. Но большинство законов людей не касаются, они технические: внесение поправок, приведение в соответствие с федеральными.
— Что вы считаете самым важным в своей депутатской работе? На что будете делать акцент при работе в новом созыве?
— Мы живём в Сибири, у нас непростые условия. Как сюда привлечь инвесторов, предпринимателей? Мы должны показать, что здесь им будет работать лучше, комфортнее, выгоднее, чем в другом месте. Тут и коммуналка, и инфраструктура, и транспорт, обновление парков, новые развязки, чтобы можно было без пробок доехать с работы. Сейчас вот муссируется идея выноса предприятий за город — да вся Европа подобное давно прошла, и там отказались от этого. Как туда добираться, кто это обеспечит? Мы должны создать инфраструктуру, чтобы было интересно не только работать, но и жить. Комфортная среда — самое главное. Люди от нас ждут именно этого.